1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от привычки осуждать и обсуждать окружающих людей? С чего начать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Своё письмо к коринфянам Павел пишет по причине раскола, который назревал в коринфской общине христиан. Верующие начали делиться на партии, объявляя себя последователями наиболее ярких представителей христианской Церкви. Их имена они использовали как знамёна. Известно, что своими лидерами они провозгласили апостолов Аполлоса, Кифу и Павла. При этом сами апостолы никаким образом не участвовали в этих движениях. Более того, ратовали за единство Церкви и выступали против всяких разделений.
Поэтому Павел сегодня и начинает с того, что просит не думать об Аполлосе, Кифе и о самом себе как о руководителях партий. Апостолы — простые служители Христовы. Чтобы подчеркнуть эту идею Павел использует слово, которое в греческом языке указывает на гребца, располагавшегося на нижней палубе корабля. Рулевым и капитаном является Господь. Апостолы, как и другие члены экипажа, всего лишь исполняют Его указания. Та же идея заключена и в образе домостроителя. Домостроитель — это человек, который управлял имением своего господина. Его имуществом и слугами. При этом сам он был рабом. Всё это передаёт важную мысль. Какой бы пост человек не занимал в Церкви, какой бы властью не обладал, он всего лишь один из служителей Христовых. Он всего лишь человек. А потому жизнь каждого верующего должна вращаться во вокруг Спасителя, а не вокруг одного из Его учеников, пусть и самого выдающегося.
Цепочка этих рассуждений приводит апостола Павла к теме осуждения. Он видит много лицеприятия в поступке коринфян. Из послания мы знаем, что разделение на партии в коринфской общине сопровождалось слухами, клеветой и взаимной неприязнью. Поэтому Павел и говорит, что своим поступком коринфяне вынесли суд о своих собратьях. Одного они сделали чрезмерно привлекательным в своих глазах, двух других — недостойными. Одного возвели на пьедестал ради своих амбиций, репутацию двух других старались опорочить. Коринфяне осудили своих собратьев. Они взяли на себя функции Бога, Которому одному известны сердечные намерения человека и Который один имеет право сказать о каждом из нас последнее слово.
Итак, важную духовную истину нам сегодня открывает Писание. Человек, который отворачивается от Бога, неизбежно стремится поставить на Его место что-то другое. Часто случается так, что мы начинаем чрезмерно много внимания уделять людям. Мы эмоционально вовлекаемся друг в друга. Вовлекаемся до одержимостей. Причём как со знаком плюс, так и минус. Одних мы возводим на пьедестал, других обесцениваем. Однако проходит время, меняются обстоятельства, меняется наше отношение. Мы разочаровываемся в тех, кто у нас был в фаворе. И открываем для себя привлекательные черты в тех, кого раньше считали своими недругами. Адекватно и окончательно оценить человека мы не в силах. На это способен лишь Господь. Поэтому единственный способ избежать осуждения — поставить в центр своей жизни не человека, а Бога. Все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно посвящать Ему. Искать Его волю, исполнять Его заповеди. Лишь в этом случае со временем мы начнём видеть, что, как говорит псалмопевец Давид, «всяк человек ложь». То есть люди, которые нас окружают, несовершенны. Подобно нам, они потеряли и пытаются найти Своего Небесного Отца. И единственное, что мы можем для них сделать, — научиться поддерживать их на этом пути. При необходимости оказать им милость, любовь и снисхождение. Без всякого осуждения поддержать их добрым словом, помочь делом. Как помогли бы маленькому ребёнку, который плачет и хочет вернуться к своим родителям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM