У Ивана Шмелёва в автобиографическом романе «Лето Господне», который описывает события середины XIX-го века, есть такой эпизод. Главный герой, мальчик Ваня, возвращается из храма вместе со своим другом — работником отца, стариком-плотником Горкиным. Горкин только что получил церковную награду: «Мы идем от обедни. Горкин идет важно, осторожно: медаль у него на шее, из Синода! Сегодня батюшка преподнес, при всем приходе. Третья уже медаль. Но эта — дороже всех: «за доброусердие ко Храму Божию». Ему говорят: «скоро и почетное тебе гражданство выйдет!» Почётное гражданство — особая привилегия, звание, которое возникло в Российской Империи в середине XIX века. За какие же заслуги и кому присваивалось звание Почётного гражданина, и какова история появления этого титула?
Ещё при Петре Первом широко распространилась практика, когда представителям низших сословий за заслуги перед Отечеством присваивалось дворянское звание. Бояре — потомственные дворяне — уже тогда были недовольны этим. По их мнению, сословие «размывалось», дворян становилось слишком много. Выход из положения нашла императрица Екатерина Вторая. Жалованной грамотой от 1785 года она установила новое сословие — именитое гражданство. Оно давало представителям ряд существенных привилегий: освобождало от телесных наказаний, наделяло правом владеть фабриками и заводами. Именитыми гражданами могли называться те, кто дважды с похвалой отслужил на выборных должностях; лица, с академическими или университетскими дипломами, внёсшие значительный вклад в науку. Именитое гражданство присваивалось также архитекторам, скульпторам, живописцам и композиторам. Купцы могли перейти в сословие именитых граждан, если их капитал составлял более 50 тысяч рублей, а также если они имели суда, плавающие за границу, или вели исключительно оптовую торговлю. Именитый гражданин по достижении 30-ти лет мог стать дворянином — однако при обязательном условии: в этом же сословии должны были состоять его отец и дед.
В 1832 году Государь Николай Первый значительно реформировал именитое гражданство. Оно стало называться Почётным, и рассматривалось уже не только как отдельное сословие, но и как награда за талант, знания, общественную, духовную, просветительскую деятельность и заслуги перед Отечеством. Один из ярких примеров — выходец из крестьян, шляпный подмастерье Осип Комиссаров. 4 апреля 1866 года он проходил мимо Летнего сада и увидел у ворот экипаж, вокруг которого толпился народ. Узнав, что коляска принадлежит царю, который приехал в сад на прогулку, Комиссаров присоединился к толпе. Вскоре Александр II-й подошёл к своему экипажу. В этот самый момент какой-то человек стал грубо проталкиваться вперёд. Это был террорист Дмитрий Каракозов. Комиссаров с ужасом увидел в его руке пистолет, нацеленный на государя. Осип не растерялся, и ударил террориста по руке. Пуля прошла мимо. Жизнь императора была спасена, а Осип Комиссаров за свой подвиг получил титул почётного гражданина. Почётным гражданством был пожалован Павел Третьяков за то, что подарил Москве свою знаменитую галерею. Почётное гражданство продолжает существовать и сегодня, только уже не на общегосударственном, а на местном уровне — как награда за выдающиеся заслуги перед городом или регионом.
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» — добрый помощник в деле воспитания детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Онлайн журнал «КлеверЛаб» полезен не только родителям, но и всем, кто связан с воспитанием подрастающего поколения.
Игумен Герман (Скрыпник) преподаёт в одной из школ Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». Часто, обсуждая с детьми истории из Священного Писания, священник касается и вопросов житейских. Например, темы ревности в семье. «Оказывается, что ребят нередко беспокоит появление младшего братика или сестрички. И это очень острый вопрос», — рассказывает игумен Герман. «Для меня, как педагога и священника, помощником в этой деликатной теме стал материал от журнала „КлеверЛаб“ о детской ревности — откуда она берётся и что делать, если дети в семье начинают ревновать. Благодаря советам и рекомендациям специалистов мы совместно с детьми учимся заботе и любви к ближнему, преодолевая негативные переживания».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» собраны материалы, которые будут полезны как в работе с детьми, так и в семейной жизни.
Чтобы проект продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать ещё больше интересных статей для всех, кому небезразлично будущее детей.
Найти проект в интернете просто — наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Знаменский храм в селе Яковлево». Александр Воробьев
У нас в студии был инициатор восстановления Знаменского храма в Селе Яковлево Ивановской области Александр Воробьёв.
Наш гость рассказал, как начал заниматься возрождением храма в месте, где с детства проводил много времени, почему это для него стало так важно, как и что удается делать и как возрождающийся храм преображает жизнь всего села.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер