В Самаре проживало немало людей, имена которых стали неотделимы от городской летописи. В этом почетном списке одна фамилия выделяется своим необычным звучанием – фон Вакано. Давайте вспомним сегодня, кем был ее носитель и какую роль сыграл он в истории нашего города.
Альфред Филиппович фон Вакано – потомственный австрийский дворянин. Наверное, сейчас уже невозможно узнать, какие причины заставили его покинуть родину и перебраться в далекую Россию. Да к тому же не в столицу, а в Самару, в самую глубинку купеческого Поволжья.
Альфред Филиппович занялся здесь своим привычным делом – пивоварением. Свою деятельность он организовал так, что она не только приносила ему личный доход, но и способствовала развитию Самары. Взяв в аренду пустующую землю с заброшенными заводскими зданиями, он в короткий срок устроил успешное предприятие.
На территории же Самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано с разрешения городской управы построил двухэтажный особняк для проживания с семьей. Современники назвали это архитектурное чудо, украшенное шестигранной башней, вакановским теремом. Внутренние помещения этого здания были обустроены с фантазией и везде царила атмосфера оригинальности. Неутомимый путешественник, фон Вакано собрал бесконечное количество полезных вещей и милых безделушек со всех концов света. В этой коллекции были и уникальные произведения искусства, часть которых хранится сейчас в Самарском художественном музее.
От былой роскоши в особняке Вакано сохранились рельефные дубовые потолки и голландская печь, облицованная с одной стороны узорной, а с другой – белой керамической плиткой. На белой керамике виден рисунок. Считается, что он принадлежит кисти самарского художника Константина Головкина, который был другом Альфреда Филипповича.
Человек незаурядный, и может быть даже эксцентричный, фон Вакано полюбился самарцам вовсе не за свою склонность ко всему необычному. Важнейшей частью его разносторонней жизни была благотворительность. Влюбленный в Самару австриец купил большой участок земли под строительство приюта для сирот, постоянно помогал деньгами Российскому обществу Красного Креста, а также заботился о детях, чьи отцы погибли во время войны с Японией. Во время неурожая 1899 года Альфред Филиппович взял на себя заботу кормить тысячу человек в течение года. Удивительно, но с началом Первой мировой войны австрийский дворянин предоставил для лечения русских солдат полностью оборудованную больницу и оплачивал все расходы по ее содержанию. Вот уж воистину «чудны дела твои, Господи»!
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.