Смутное время — тяжелейший период в истории нашей страны. Тогда решалось будущее России. Её судьба как самостоятельного, суверенного государства, буквально висела на волоске. В русских городах орудовали польские и литовские интервенты. На трон претендовали самозванцы. Чужеземцы мечтали примерить шапку Мономаха. Принято считать, что с восшествием на российский престол первого из Романовых, царя Михаила Фёдоровича, Смутное время, наконец, закончилось. Однако это не совсем так. Ещё долго отголоски Смуты разносились по Руси. Одним из них стала осада и оборона Тихвинского монастыря в 1613-м году.
За несколько лет до этого, в 1609-м, в Москву вступил шведский вспомогательный корпус, чтобы оказать военную поддержку правительству царя Василия Шуйского и помочь ему изгнать из России польско-литовских захватчиков. Шуйский был свергнут с престола предателями. Некоторые из московских бояр присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Швеция же в ту пору вела с Польшей войну, и такой сценарий шведов категорически не устраивал. По правде говоря, у них имелся собственный. Шведы хотели сделать русским царём своего принца Карла Филиппа. Но в 1613-м неожиданно узнали, что на царство был помазан Михаил Фёдорович Романов. Это стало поводом развязать против России активные боевые действия.
Под контролем шведских солдат оказались такие важные города, как Новгород и Тихвин. Однако в Тихвине против шведов восстала городская знать и стрельцы. 25 мая 1613-го, при поддержке подоспевшего из Москвы отряда князя Дмитрия Воейкова, они разгромили шведский гарнизон. Шведы предприняли ответное нападение. Они подожгли город, но не смогли взять неприступные стены Успенского монастыря. А вскоре и вовсе отступили, когда узнали, что вот-вот подоспеет новое подкрепление из Москвы: войско князя Семёна Прозоровского. Отход был недолгим. К шведам тоже пришло подкрепление. Они стянули к стенам не меньше пяти тысяч солдат. Русское войско едва насчитывало тысячу...
Около месяца длилась осада Успенского монастыря. Настоятель, игумен Онуфрий, не раз обходил стены обители с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери. По свидетельству очевидцев, одному из послушников монастыря по имени Мартиниан Богородица явилась во сне, и сказала, что защитит монастырь от врагов. Так и случилось. Шведские солдаты со всем своим оружием не могли взять в толк, как немногочисленным защитникам монастыря удаётся отбивать штурм за штурмом? Все попытки шведов провести подкопы или взорвать стены обители, не приносили результатов. Зато храбрые ночные вылазки русских давали свои плоды. В конце сентября с большими потерями в живой силе и оружии, шведы отошли от стен обители и покинули окрестности Тихвина.
Война со шведами завершилась в 1617 году. По итогам Столбовского мирного договора Россия получила назад свои земли — Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу и Гдов. Однако лишилась выхода к Балтийскому морю. Впрочем, ненадолго — меньше, чем через сто лет после этих событий Пётр Первый вернул Государству Российскому Балтику. А Тихвинская икона Божьей Матери, перед которой молились защитники Успенского монастыря, стала главной святыней обители.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.