У Сергея Есенина есть стихотворение, которое называется «Калики»: «Проходили калики деревнями, \ Выпивали под окнами квасу, \ У церквей пред затворами древними\ Поклонялись Пречистому Спасу...» Согласно словарю Владимира Даля, слово «калика» — древнерусское, обозначает оно перехожего человека, странника, который путешествует, проводя жизнь в нищете, смирении и богоугодных делах. Прославляя Христа, калики перехожие пешком ходили по городам и весям. Питались подаянием и не имели постоянного приюта. Странничество — уникальное русское явление, социальный и культурный феномен. Оно стало своего рода духовным подвигом, живым воплощением евангельского завета Христа: «Оставь всё, что имеешь, и следуй за Мной».
По словам исследователя странничества, историка Даниила Дорофеева, в русском страннике воплотился уникальный образ человека, который сознательно отказался от комфорта и в скитаниях стремился обрести Бога. Странничество на Руси получило широкое распространение ещё в начале XI-го века, и вплоть до первой половины ХХ-го столетия на русских дорогах можно было встретить запылённого путешественника в лаптях, с котомкой за плечами, и Христовым именем на устах. Именно такими предстают странники на полотнах знаменитых художников — Репина, Крамского, Перова. Самые первые русские странники имели вполне конкретную цель своих путешествий — они шли в Святую Землю, чтобы поклониться главным христианским святыням. По традиции, на память об Иерусалиме, домой приносили пальмовую ветвь. От слова «пальма» и произошло слово «паломник» — так именовали путешественников на Святую Землю. Впоследствии значение этого слова расширилось, паломниками стали называть путешествующих по любым другим святым местам — монастырям и храмам. Однако паломники рано или поздно возвращались домой, к своей привычной жизни. Странники же, по примеру Христа, «не имели, где голову приклонить» — у них не было ни дома, ни имущества. Часто странники занимались особым видом подвижничества — сбором пожертвований на какую-либо обитель или церковь. Таких странников называли «прошаками». Вот как описывал прошака историк Сергей Максимов: «Всегда почти пожилой, неизменно с книжкой, обернутой в чёрную тряпичку с нашитым крестом. В местах сытых, в городах купеческих и церквах соборных этого люда — длинные шеренги из целых десятков».
Странники не были обычными нищими-попрошайками, которые тоже во множестве встречались на дорогах Руси. Странничество было сознательным путём к Богу. Можно, к примеру, вспомнить знаменитого старца Фёдора Кузьмича, странствовавшего по сибирской тайге в 30-е годы XIX-го века. По легенде, старец этот был ни кто иной, как сам император Александр Первый, пожелавший отречься от мирских дел и инсценировавший собственную кончину. Часто подвиг странничества на Руси совмещался с подвигом юродства. Юродивым странником Христа ради был, к примеру, известный подвижник Филиппушка Блаженный, монах Зосимовской пустыни. До наших дней история сохранила ещё сотни имён и жизнеописаний странников, которые, по словам историка Дорофеева, образом жизни, близким и понятным простому народу, утверждали учение Христа.
Все выпуски программы Открываем историю
- Политехническая выставка 1872 года в Москве
- Латинская Америка и царская Россия
- Могила Неизвестного солдата. Из истории мемориала
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема