В 1853-м году молодой служащий Министерства государственных ресурсов Российской империи Николай Яковлевич Данилевский приехал в Никольское — вологодское имение своего давнего друга, помещика Александра Павловича Межакова. Повод для визита был нерадостным: совсем недавно Николай Яковлевич потерял супругу. Она скончалась спустя всего девять месяцев после свадьбы от скоротечной чахотки. Данилевский надеялся, что общество близкого человека притупит боль утраты. Александру Павловичу Межакову горе друга было понятно и близко — он сам год назад похоронил жену, оставшись с шестью детьми на руках. Старшей его дочери, Ольге, было 15 лет.
Оля Межакова была внучатой племянницей святителя Игнатия (Брянчанинова). Она получила прекрасное домашнее образование. Свободно говорила на нескольких иностранных языках, много читала. Данилевского девушка считала человеком необыкновенным и восхищалась им. Ведь Николай Яковлевич где только ни побывал! На своей должности он постоянно ездил в экспедиции — исследовал территории Российской империи, изучал их климат, флору, фауну и промыслы, которыми занимались жители разных уголков страны. Вот, например, про Вологодскую губернию господин Данилевский целую книгу написал. Ольга сама видела её в батюшкиной библиотеке. А вчера за ужином он рассказывал, что собирается в скором времени отправиться на Каспий и Северный Ледовитый океан. Как далеко! Когда-то теперь она снова его увидит?...
Николай Яковлевич в тот свой приезд не заметил особого к нему отношения со стороны старшей дочери друга и того, как розовели щёки девушки, когда за общей беседой гость вдруг о чём-нибудь её спрашивал. Вскоре Данилевский покинул Никольское — на целых девять лет. Каспийская и Северная экспедиции оказались трудными, но плодотворными и принесли Николаю Яковлевичу золотую Константиновскую медаль Русского географического общества.
Вернувшись из долгой экспедиции, Данилевский узнал горестную новость: его дорогой друг Александр Павлович Межаков скончался. Он поспешил в Никольское. Его встретила Ольга. Это была уже не робкая девочка, которую он когда-то знал. Перед Николаем Яковлевичем предстала настоящая красавица, молодая хозяйка. И он вдруг всем сердцем почувствовал, что любит её, любит уже давно, просто почему-то раньше не знал об этом. 15 октября 1861 года в Заболотской церкви родового имения Межаковых Ольга Александровна и Николай Яковлевич обвенчались.
В Никольском у супругов родились дети. У Данилевских их было пятеро. В парке усадьбы до сих пор сохранились пять лиственниц, которые супруги посадили в честь каждого из своих чад. А потом в семье появился приёмный сын. Маленького беспризорника Ольга Александровна повстречала на одной из улиц Вологды. Мальчик что-то рисовал углём на заборе. Данилевские дадут ему блестящее образование. Алексей Зреляков окончит Петербургскую Академию художеств и станет известным живописцем.
В 1864 году семья Данилевских перебралась в Крым, где они приобрели небольшое имение Мшатка близ Фороса. Поселившись там, супруги редко куда-то выезжали. Зато в их доме всегда было много гостей. Однажды Мшатку посетил Лев Толстой. Вот что он писал об этом визите: «Был в Крыму и поехал к Данилевскому. Он очень мне полюбился, и его жена». В Мшатке Николай Яковлевич закончил труд всей своей жизни — книгу «Россия и Европа» — об уникальном пути русской цивилизации и о единственном спасении её в Православии.
В Крыму супруги серьёзно увлеклись садоводством. Их общими стараниями в имении появился сад — с абрикосами, оливами и кипарисами. Данилевские называли его «Ландшафтом души». Особенно любили они кипарисовую рощу. Там, под сенью высоких, стройных деревьев, Николай Яковлевич и Ольга Александровна нашли свой последний приют. Они прожили в браке 24 года. «Все мои чувства, мысли и надежды относились к ней одной», — говорил Николай Яковлевич о жене. А она всю жизнь обращалась к мужу со словами «Милый, дорогой мой».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».