У нас в гостях был настоятель храмов Михаила Архангела в Пущино и Рождества Богородицы в Подмоклово протоиерей Дионисий Крюков.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, а также о памяти святых апостола Андрея Первозванного, пророка Наума, пророка Аввакума, преподобного Саввы Сторожевского и великомученицы Варвары.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова. И сегодня со мной наш гость, настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове, протоиерей Дионисий Крюков.
Протоиерей Дионисий
— Здравствуйте, дорогие друзья.
М. Борисова
— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в 26-е воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. Как всегда, по традиции, мы стараемся понять смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из Апостольских Посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам — из 5-й главы, стихи с 8-го по 19-й. Я думаю, что в этом отрывке, достаточно пространном, есть, на мой взгляд, три смысловых акцента, на которые мне бы хотелось обратить внимание и получить бы на них какое-то толкование или комментарий. Во-первых, речь идет о том, что апостол Павел говорит: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но обличайте». Вот первый мой вопрос: что бы это значило с точки зрения нашей современной жизни? Это что, речь идет об активной гражданской позиции или как? Вот в смысле обличения. Что должен делать христианин, как он должен обличать?
Протоиерей Дионисий
— Знаете, на самом деле этот весь отрывок, он очень непрост для толкования, честно скажу. И те советы, которые дает апостол Павел своим адресатам — а это не только Ефесяне, но и мы с вами, — это, в общем, советы, в которые надо специально погрузиться и хорошенечко подумать. Есть такие места в Апостольских Посланиях, когда вот напрямую не ответишь. Для этого надо вот как бы вот исходя из самого духа и этого отрывка, да и всего корпуса, может быть, Посланий, не только апостола Павла, каким-то образом понять, что же имеется в виду. Вот я тоже, готовясь к сегодняшней передаче, об этом думал и мне кажется, что тут надо во всей целокупности посмотреть, какие отдельные моменты, на которые обращал внимание апостол Павел. Буквально в 9-м стихе он говорил: «потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу», — а дальше как раз вот то, что вы и спрашиваете. Ну и дальше есть тоже слова, на которые, я предполагаю, вы тоже бы обратили внимание и задали бы вопрос — это апостол Павел говорит: «смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Тут действительно вот как бы целая россыпь этих вопросов.
М. Борисова
— То есть очень много ценных советов, которые совершенно непонятно, как воплощать в жизнь.
Протоиерей Дионисий
— Да. И вот мне кажется, что надо не на каждый из этих вопросов отвечать, а вот постараться уловить тот дух, который апостол Павел хочет сообщить. Тем более что именно о Духе он и говорит, ну а «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». А что, мне кажется, тут важно. Вот начали мы наш сегодняшний разговор с вопроса о том, что обозначает обличение, которое христианин должен как-то проявить, реагируя на мир, в котором участвуя или, вернее, в котором он не должен участвовать в бесплотных делах тьмы. Ну во-первых, обличение может быть и без слов — это известно, то что праведные люди обличают просто своей жизнью. Там и слов не надо никаких говорить, просто посмотришь на человека — и все тебе становится понятно. И достаточно просто ему, как Иоанну Шанхайскому, появиться в каком-то обществе, в котором люди живут не по христианским нормам, как просто его вид, такого человека, всех отрезвляет и ставит все на свои места. Но, конечно, здесь имеется в виду не только это, потому что не у всех у нас есть такая высота нашей духовной жизни. Я думаю, что действительно как бы вот та ниточка, за которую мы можем в этом отрывке зацепиться, это фраза: «дорожа временем, потому что дни лукавы». «Дни лукавы» — это, мне кажется, имеется в виду, что дни обманчивы, то есть повседневность, сиюминутность, она не такая, какая кажется нам на первый взгляд, то есть вот это вот, то что мы видим на поверхности, это на самом деле еще не все, что мы можем понять. А «дорожа временем» — это значит, что мы дорожить, должны не жалеть его, а наоборот, это время как бы оставить для того, чтобы все отстоялось. Потому что апостол говорит «поступайте осторожно». И думается, что это главный совет, который говорит апостол в этом отрывке. Осторожность — это действительно великая добродетель. Осторожность это не значит приспособленчество, это именно стараться не проявить каких-то необдуманных, провоцирующих, соблазняющих действий. Потому что действительно дни лукавые, потому что нам хочется сразу же отреагировать, а надо себя немножечко взять в руки и дать возможность устояться нашим чувствам, нашему внутреннему миру, и в дальнейшем как бы это все уже Дух Божий нам и откроет. Стремиться, конечно, надо именно к благости, праведности и истине. Итак, три совета, как мне кажется, здесь имеются в виду. Избегать нечестия, потому что апостол говорит, что избегайте этого духа, дела тьмы. Во-вторых, выждать время. Ну и третий очень важный совет — это все-таки поиск истины. То есть не просто искать быстрых ответов, а именно ждать, чтобы они вызрели внутри нас самих, и тогда Дух Божий нам это откроет.
М. Борисова
— Давайте теперь обратимся к отрывку из Евангелия от Луки — из 13-й главы, стихи с 10-го по 17-й. Это один из эпизодов, когда Спаситель исцелял в субботу. Это вообще камень преткновения был во время Его земной проповеди, того, что Он с постоянством удивительным именно в субботу, когда это страшно раздражало Его оппонентов в лице книжников и фарисеев, Он постоянно исцелял в субботу, как бы даже демонстративно. И здесь вот «женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться», и вот именно в субботу Он «возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». И опять же это вызвало, естественно, нарекания, как всегда, у начальника синагоги. Мне кажется, здесь имеет смысл понять, что же такое этот субботний день. Ведь дело же не в традиции и дело не в том, что вот, согласно некоторому своду правил не положено чего-то делать в субботу. Вообще-то всему, что не положено, есть какое-то духовное объяснение в Писании. Так вот что означает для человека Ветхого Завета и человека Нового Завета этот субботний день? Поскольку мы же тоже, в принципе, помним, что вот есть воскресенье, есть праздничные дни, когда что-то не положено делать.
Протоиерей Дионисий
— Мало того скажу, Православная Церковь до сих пор чтит субботу. Субботний день — это не рядовой день. Конечно, мы замечаем, что служба особенно отличается именно в воскресный день — это как бы самый праздничный день из всей недели, седмицы, если говорить по-славянски. Но тем не менее суббота — это тоже вполне себе тот день, который выделяется в ряду всех остальных будничных дней: там и богослужение изменяется, там и послабление совершается постом, и множество других отличий. Да, конечно же, здесь очень важно для нас. для верующих, разобраться в смысле. Действительно, в чем как бы основной конфликт вот этого небольшого, в общем-то, отрывка из Евангелия от Луки. Кстати, это материал исключительно который встречается только у евангелиста Луки. Есть ряд моментов, которые проскальзывают, но на которые, я думаю, надо было как бы особенно обратить внимание. Во-первых, эта женщина, у нее были проблемы с позвоночником. Эти проблемы, которые заставили ее в течение долгого времени страдать — она была 18 лет скорчена, и, соответственно, она уже не могла разогнуться. Но этот текст Священного Писания, текст евангельский, говорит о том, что она страдала духом немощи. Что это за дух немощи? Это, в общем-то, вражеский дух. Это дух не Божий, это дух диавольский, то есть она была под властью диавола. Далее исцеление, которое произвел Христос, вызвало нарекание не только в его адрес, но и в адрес этой женщины, потому что она получила исцеление. Она как бы проявила некую нечестность, нечестие тем, что она именно в субботу захотела исцелиться. В XIX веке был известный иудейский проповедник, в Англии он жил, который обратил внимание христиан на этот отрывок и сказал: ну почему же эта женщина пришла именно в субботний день? Ведь, в принципе, она 18 лет страдала, ну могла бы еще один день пострадать и прийти на следующий день. И таким образом и исцеление бы получила, и заповедь бы не нарушила. Так вот на самом деле дело не в том, что она вот именно захотела своевольно как бы это сделать, а в том, что действительно субботний день не противоречит тому действию, которое совершил Христос. А что же Он совершил? Суббота — это же ведь не просто неделание ничего. Суббота — это день, который Сам Бог освятил, то есть Он сделал его особенно святым, это день Божий. И вот если в этот день Божий будет оставаться несчастная женщина под властью сатаны, под властью нечистого духа, то получается, что нечистому духу отдается гораздо больше возможностей, и как бы это становится, продолжается его днем. То есть таким образом Христос и показал, что день субботний — день Божий, и это тот день, в котором Бог все наполняет и все исправляет, это день победы над властью демонов, и в том числе над этим недугом.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смыслах и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове, протоиерей Дионисий Крюков. На этой неделе у нас с первого же дня начинается череда таких знаковых, памятных дней. 13 декабря у нас память апостола Андрея Первозванного, который, так уж сложилось, что именно в Русской Православной Церкви значит очень много. Хотя достоверных сведений о его апостольских путешествиях не сохранилось и существуют разные версии, одна только из этих версий предполагает, что апостол Андрей побывал и в Крыму, и на берегу Днепра, и дошел и до Новгорода, и чуть ли не до Валаама. Но это только одна из версий, просто так получилось, что она была включена по воле князя в «Повесть временных лет», и с тех пор во всех русских летописях этот сюжет повторялся. Но мне кажется, что значение апостола Андрея для Русской Православной Церкви не только в достоверности его апостольского путешествия. Мне кажется, что тут важно вот это, сам факт того, что он был первым, кто откликнулся на зов Христа. И это внутреннее ощущение русского православного сознания, вот это первенство: вот позвал Христос, и я пошел, — мне кажется, что вот это ключ к пониманию, почему память апостола Андрея так важна для нас.
Протоиерей Дионисий
— Соглашусь с вами. Апостол Андрей был братом апостола Петра и был учеником Иоанна Предтечи. И вот это вот родство, с одной стороны, с первоверховным апостолом, апостолом Петром, это очень значимое, конечно, родство. Потому что если посмотреть чисто статистически, то в Евангелии апостол Петр является как бы основным действующим лицом. Он очень часто выступает как рупор апостольской общины, ему Христос говорит о том, что он камень, и что на этом камне его веры, исповедания, будет основана Церковь. Его отречение, его потом троекратное возведение обратно в достоинство апостольское — это тоже очень значимый момент евангельской истории. Но вот апостол Андрей, находясь в тени как бы этого такого яркого, эмоционального своего брата, тем не менее все-таки первый откликнулся. И в этом есть как бы некий смысл того, что его последующая проповедь — а проповедовал он обильно, по преданию, в самых-самых разных местах, думаю, что огромные территории, которые приписываются ему, должны были быть покрыты его проповедью, но тем не менее вот его проповедь, она несла свет Христов, и люди, воспринимая ее, как бы чувствовали, что и они тоже откликаются на этот зов, и они являются вот такими же как бы продолжателями дела апостолов.
М. Борисова
— На следующей неделе начинаются такие очень, мне кажется, важные для Рождественского поста памятные дни — дни памяти ветхозаветных пророков. И одним из первых 14 декабря мы будем вспоминать одного из малых пророков так называемых, пророка Наума. Вот почему так важен для христианина пророк, который в ветхозаветные времена предрек гибель Ниневии?
Протоиерей Дионисий
— Это действительно необычно, но для того, чтобы это понять, мне кажется, что нужно представить себе политическую ситуацию того времени. Иудея — это маленькое государство, оно со всех сторон окружено огромными империями. Эти империи, которые сменяют друг друга — это Ассирия с Ниневией, это халдеи с Вавилоном, это Египет, и это, в общем, политически мощные государства, со своей культурой очень развитой, своим политическим устройством, а самое главное, что со своей религией. И эти религии, безусловно, воспринимались людьми того времени как божества, которые защищали эти народы и эти империи. Дело в том, что, конечно, находясь между такими серьезными политическими силами, есть искушение как-то мимикрировать, ассимилировать и воспринять и эту историю, и эту культуру, и самое главное, эту религиозность. В общем, это и понятно — там, где есть политическая сила, экономическая, там обязательно как бы есть и заражение мировоззрением и культурой. Но для иудеев, которые должны быть верны своему Творцу, своему Богу, это основная и главенствующая заповедь, что Бог только один, и только Его надо слушать. Ведь давайте этими глазами посмотрим на первую заповедь из десяти заповедей Моисея, что только один Бог, Который сотворил все. Он же сотворил и нигерийцев, и египтян, и вавилонян, и не надо соблазняться, думая, что их боги их творили, и они сильнее. И поэтому, когда пророк Наум обличает Ассирию — а государство очень яркое, очень сильное и с развитой культурой... Кстати, если хотите представить себе, что такое ассирийская культура, можете прийти в Пушкинский музей, и там эти знаменитые быки крылатые стоят — это, в общем, слепки, но тем не менее с оригиналов, которые нашли только в XIX веке и, в общем, это действительно впечатляет, и там очень много рельефов тоже, которые присутствуют. Так вот эта культура, безусловно, была очень соблазнительной. Но пророк Наум, он говорил своему народу, что старайтесь быть верными, не поддаваться под это. И несмотря на то, что Ассирия была такой могущественной и очень агрессивной на самом деле политической силой, то что она будет завоевывать Иудею, это не самая большая беда. Самая большая беда — это как раз потерять своею религиозное самосознание. И он предсказывал, что Ассирия будет в конце концов побеждена, причем побеждена — буквально сбылись его пророчества о том, что этот город будет смыт водой, что и произошло буквально через несколько лет после его кончины.
М. Борисова
— Но почему так вообще все, что касается малых пророков, не очень понятно. Ну вот почему так часто обращаются к ним святые отцы, цитируют их, почему вот этот вот разговор о Ниневии постоянно возникает в том или ином контексте? И насколько это для нас, вот есть какой-то смысловой мостик, за который можно зацепиться? Не просто отнестись к этому как к некоему священному тексту, а почерпнуть что-то для себя сегодня.
Протоиерей Дионисий
— Ну конечно. Мы на самом деле, в общем-то, несмотря на то что пытаемся быть христианами, у нас по-прежнему все та же самая психология. Нам кажется, что если какое-то государство сильно, мощно и имеет большое влияние в мире, то значит, надо с ним бороться и надо воспринимать его как какие-то духовные основы, которые его питают. Но пророк Наум говорил о том, что на самом деле сила-то не в мощи внешней, а сила в правде, сила в Боге. И об этом он постоянно напоминал. Ну и нам, конечно, надо сейчас об этом бесконечно помнить — о том, что сила-то Божия самая главная, а вовсе даже не какая-то внешняя мощь.
М. Борисова
— А вот почему, если пророк Иона предрек гибель Ниневии, но ниневитяне покаялись, и Ниневия сохранилась, почему они не извлекли из этого урока? И когда пророк Наум предрек им гибель, они уже не вспомнили о своем собственном опыте.
Протоиерей Дионисий
— Ну наверное, потому что в одном случае общество может быть еще хоть как-то способно к излечению, и Господь даже этим пользуется и дает таких пророков, которые могли бы пробудить эту самую совесть. А в другом случае эта совесть уже настолько заскорузла и находится в каком-то коконе, что это не способно никого уже ни напугать, ни растормошить, все уже заняты лишь только своим благополучием, только своим величием, только своей силой. Ведь, в общем-то, как известно, признак здорового человека — это то, что он готов признавать свои ошибки, готов меняться, и воспринимать критику. Это не только касается религиозных моментов, но и вообще чисто психологических, и всех иных других. Ну и в этом случае мы просто видим, что судьбы целого государства они, во-первых, находятся в руках Божиих, а во-вторых, государство никогда не является каким-то оформленным раз и навсегда организмом, оно развивается, когда-то болеет, когда-то выздоравливает, а когда-то, может быть, даже и приходит к своему завершению.
М. Борисова
— Вы слушаете программу «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове, протоиерей Дионисий Крюков. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
М. Борисова
— И снова здравствуйте, дорогие друзья. Вы слушаете программу «Седмица», в которой мы каждую субботу с помощью наших гостей стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове, протоиерей Дионисий Крюков. Мы продолжаем тему воспоминания о ветхозаветных пророках, которые как бы торят нам дорогу к Рождеству. Вот один из них, которого мы будем вспоминать 15 декабря — пророк Аввакум. Пророк Аввакум вообще очень важен в христианской традиции, очень часто цитируется, очень часто вспоминается. Но я думаю, что если наших радиослушателей спросить, а кто он такой, и вообще чем он знаменит, и какова его история, мало кто вспомнит.
Протоиерей Дионисий
— Итак, ну еще хотел бы добавить о том, что малые пророки — это малыми они названы просто потому, что их Книги не такие внушительные чисто по объему, как пророки великие. К великим пророкам относятся четыре пророка — Исаия, Иеремия, Иезекиль и Даниил. Вот эти Книги занимают большой объем в корпусе Книг Священного Писания Ветхого Завета, а малые пророки, они объединены в эту Книгу малых пророков, и их там...
М. Борисова
— Двенадцать.
Протоиерей Дионисий
— Двенадцать, да. И вот пророк Аввакум — это один из этих пророков, который действительно является одним из очень цитируемых пророков у апостола Павла. То есть апостол Павел его несколько раз вспоминает, его изречения, в связи с тем что пророк Аввакум сказал, что праведник верою жив будет. В общем-то, это продолжается та же самая история, что и во всех иных Книгах пророков, в том числе и малых, и великих — о взаимоотношении между внешней силой и внутренней верностью, внутренней верой. Я еще раз напомню о том, что для евреев, они находились в окружении мощных империй, и им казалось, что эти империи могут их поглотить, и основная духовная задача была в том, чтобы сохранить свою идентичность религиозную, сохранить верность Богу Ягве. И при этом при всем происходили разные политические коллизии. И если до этого Иудея боялась Ниневии, Ассирии, то пришло время, когда на Ассирию напали халдеи — это новая могущественная империя, которая в конце концов ее и победила. Но в дальнейшем, хотя и наступил некий период затишья, так скажем, в Иудее, но в дальнейшем Вавилов уже захватил в том числе и Иудею. И это на самом деле была великая трагедия для всего еврейского народа — то, что Вавилон, вавилоняне захватили и разрушили Иерусалимский храм. Иерусалимский храм — это для евреев святыня самого высокого масштаба, это единственный храм, который существовал во всей Иудее, только в одном месте поклонялись Единому Богу, в одном месте приносили Ему жертвы. И это была настоящая национальная трагедия.
М. Борисова
— Ну помимо всего прочего, еще и ковчег завета был утрачен, и колоссальное количество населения угнали в рабство. И вообще на самом деле было такое ощущение, что на этом, собственно, Иудея закончилась.
Протоиерей Дионисий
— Да. Но тем не менее пророк Аввакум говорил о том, что истинный верный и верующий человек, верный своему Богу, будет жить, несмотря на то что лозы не дают плодов, и маслины засохли, и исчезли стада. Но и тогда, говорит он, я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. То есть смысл внутренней жизни в том, чтобы быть именно верным Богу и жить верой. Не внешними событиями, не расстраиваться даже оттого, что чисто внешние святыни утрачены, разрушены. Если есть святыня внутри тебя, то ты при этом при всем выживешь обязательно, потому что Бог будет тобою руководить и Бог будет с тобой. Вот эта вот интуиция, она как раз, в общем-то, абсолютно новозаветная. Интуиция о том, что самое главное не то, как поклоняться Богу, через какие формы, а Сам Бог. Это в дальнейшем многократно раскрывалось апостолом Павлом, да и всеми другими авторами Священного Писания Нового Завета.
М. Борисова
— Но вот что удивительно, что Книга пророка Аввакума заканчивается молитвой, псалмом, в котором рисуется грозное такое Богоявление, описанное как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Но если мы обратимся к тем образам, которые близки нам, ну по литературе хотя бы, то образ вот этот вот «пусть скорее грянет буря» — и сразу вспоминается из школьной программы Горький, «Песня о буревестнике», — то есть у нас этот раз ассоциируется с революцией. Но разве революция — это то, чему должен научиться христианин? Что-то тут не вяжется.
Протоиерей Дионисий
— Да. Именно поэтому, наверное, эти наши образы не совсем созвучны тому, что имел в виду пророк Аввакум. Это образы, которые говорят о том, что на всякое насилие найдется иное насилие, которое победит, на всякое нечестие найдется другое нечестие. Но не Бог на самом деле посылает это нечестие, а Бог только попускает это. А пророк Аввакум говорит: как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы. В общем-то, пророк Аввакум смотрит на эту ситуацию скорее со стороны. Он смотрит на это как некую борьбу внутри джунглей, когда на одного хищника найдется другой хищник. Но что в этом есть утешительного? Утешительное в том, что на самом деле для истинно верующего человека, как Ветхого Завета, так и Нового Завета, как бы он находится вне этой ситуации. Не ему надо на самом деле пытаться как бы участвовать вот в этих, говоря биологическим языком, пищевых связях, когда хищник побеждает другого хищника. Его дело — это внутреннее его спокойствие, это его истинная внутренняя вера, а вовсе даже не эти бесконечные трагедии, которые одна другую порождают.
М. Борисова
— Но удивительно, что вот пророк сам избежал вавилонского плена. И вернулся он, когда уже основные репрессии утихли, более-менее все успокоилось, пришло в какое-то состояние некоего зыбкого равновесия. И он не дождался возвращения своих сородичей из плена, он умер за два года до того, как они вернулись. Вообще вся эта история вавилонского плена у нас, в силу того что песнопения об этом связаны с каноном Великого поста, отсылает нас туда скорее. Вот мне интересно, почему мы вспоминаем все это сейчас, перед Рождеством, хотя, казалось бы, логичнее все это было бы вспоминать ближе к Великому посту?
Протоиерей Дионисий
— Ну мне кажется, что христиане должны помнить о том, что мы живем в грешном мире, в этом мире зло действует и действует активно, и с этим злом нужно бороться именно собственной внутренней работой. А она ведь для нас открывается не только Великим постом, она ежедневной должна быть, поэтому никакого противоречия в этом нет. Но, с другой стороны, конечно, вступая в предрождественский период, мы, конечно, готовимся к Рождеству, и мы готовимся к пришествию в мир Спасителя, Который, в общем, и дал всему миру мир, дал всему миру возможность жить внутренней жизнью, которая как раз вот не бурлит вот этими политическими событиями. И в этом смысле пророк Аввакум очень актуален.
М. Борисова
— И именно апостолу Павлу так близок текст пророчества Аввакума.
Протоиерей Дионисий
— Ну мы помним о том, что апостол Павел — это ведь фарисей, ученик Гамалиила, можно сказать, законник, человек грамотный. В общем-то, он вышел из этой самой среды, большинство представителей которой Христа распяли. И для этой самой среды как раз в большей степени свойственно некое такое формальное исполнение религиозных обрядов, то есть именно какие-то формы своей праведности, своего благочестия, которые занимали фактически всю жизнь иудеев во время пришествия Спасителя. Но именно вот в душе этого фарисея, Савла из Тира, произошел вот этот вот переворот, когда он понял, что важны не внешние формы, а именно внутренний дух. Именно то что вера должна каким-то образом тобой двигать и искать формы благочестия, а не наоборот. Не пустая форма должна якобы наполняться чем-то, а именно исходя из внутренней жизни — жизни в духе, жизни в вере, это в дальнейшем проявляет все твои шаги ежедневные, которые совершает христианин. И апостол Павел об этом говорит постоянно. Вот эта вот именно фраза о том, что праведник верою жив будет, показывает, что именно вера должна быть основой, а не просто исполнение одних и тех же ритуалов, пусть очень подробно прописанных и как-то регламентированных в жизни человека.
М. Борисова
— Но ведь мы тоже стараемся соблюдать правила. Мы тоже стараемся не отходить от традиции, мы тоже совершаем очень много связанных с богослужением каких-то действий, которые могут иногда показаться ну своего рода такой благочестивой рутиной.
Протоиерей Дионисий
— Вот именно в этом месте мы похожи на фарисеев. Тогда, когда наше цепляние за форму теряет дух, тогда мы превращаемся в людей, которые ко Христу равнодушны. Поэтому надо все время себе напоминать, что форма, она очень важна для нас — традиция важна, искусство важно, литургическая гимнография — это все то, что действительно является сокровищем. Но как это часто бывает, вот как мы говорим «спасибо», да? Мы ведь когда говорим «спасибо», это же тоже пожелание спасения, но мы так часто этим пользуемся, что никогда не вкладываем смысл спасения в это в простое выражение, и в конце концов это уже перестает быть для нас значимым и наполненным. Хотя отказаться от «спасибо» мы не можем и не должны. А то же самое и с нашей христианской жизнью. То есть, в общем, в этом и есть работа христианина — в том, чтобы себя постоянно побуждать углубляться вот в эту форму. Не довольствоваться лишь только ее развитостью, разнообразием, ценностью, которые декларируется, но делать ее живой. Иначе это превратится в тот же конфликт, который и был при земной жизни Спасителя.
М. Борисова
— Мне кажется, что есть там еще один смысловой нюанс. Когда начинается Книга пророка Аввакума с диалога пророка с Богом, и его первый вопрос —почему зло в мире остается безнаказанным. И после этого начинается разговор о том, что на всякое зло найдется лукавый злой народ, которого Господь нашлет на носителей зла. Но дело в том, что, когда мы это читаем, мы читаем это как бы со стороны, забывая, что мы-то находимся внутри этого зла.
Протоиерей Дионисий
— Да.
М. Борисова
— Мы так или иначе какими-то тонкими нитями связаны с цепочкой зла, совершаемого здесь и сейчас, то есть мы ровно таким образом можем оказаться в вавилонском плену, потому что мы часть этого зла. И когда мы говорим, что почему Господь не покарает носителей зла, мы как бы призываем эту кару на самих себя.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове, протоиерей Дионисий Крюков. На этой неделе мы будем вспоминать одного из любимых русских преподобных — преподобного Савву Сторожевского, память его 16 декабря. А вообще Савва Сторожевский какой-то очень (да простят меня те, кому это покажется кощунством), он какой-то очень домашний святой. По крайней мере для людей, которые живут в Москве и Подмосковье, где вот его Саввино-Сторожевский монастырь рядышком, он воспринимается как такой вот, знаете, вот бывает такое понятие: домовая церковь — вот как домовый святой. Может быть, поэтому он так был близок московским правителям и князьям, и царям, и вообще это было царское богомолье. Но, в общем-то, начало-то его жизни и его подвига очень суровое. Начинал он в Лавре преподобного Сергия, когда там не было никакой Лавры, когда там был только довольно скромный монастырь, он был одним из первых учеников преподобного Сергия. И вообще представить себе, что это такое, ученики преподобного Сергия. Мы как-то читаем жития, мы смотрим на какие-то картины, на какие-то иллюстрации, представляем себе такую вполне сказочную историю. Но я думаю, что чтобы понять вообще значение этих людей для нас сегодня, может быть, стоит сделать некоторое внутреннее усилие и попробовать совершить такую реконструкцию или хотя бы попытку реконструкции их жизни. Вообще, когда мы читаем, что вот какой-то человек в поисках святой жизни, аскетических подвигов удалился там либо в пустыню, либо в лес, и спустя какое-то время там оказались с ним какие-то еще ученики — вот на этом месте у меня внутренне всегда возникает пауза и недоумение. Преподобный Сергий побоялся уходить в этот лес один, ушел с братом. Брат не вынес, он оттуда сбежал, ну так, грубо говоря, потому что невозможно. Сколько мы знаем святых отцов, которые уходили в пустыню в попытках вот у Антония Великого чему-нибудь научиться, и выдерживали там несколько месяцев и уходили, потому что это невозможно. И люди, которые пришли все-таки и остались рядом с преподобным Сергием в тех условиях — это же не то что сегодня съездить на автобусе или на машине в Сергиев Посад. Это просто непролазный лес, где ничего нет — где нет ни воды, ни еды, непонятно, как вообще там существовать, и люди все-таки остаются там. Вот это тот рубеж, за который мое сознание не в состоянии перейти. Я не могу постичь, что заставило этих людей так выстроить свою жизнь. Вот что такие люди, как преподобный Савва Сторожевский, несут нам сегодня, в XXI веке — людям разнеженным, людям испорченным комфортом, людям не представляющим, как жить без того, к чему нас приучила жизнь, как сейчас принято говорить, в цивилизованном обществе. Вот тогда тоже было свое цивилизованное общество, может быть, менее комфортное. Вот что движет человеком? Я думаю, что у нас ведь тоже есть какие-то внутренние потребности, которые, ну пускай нет среди нас преподобного Сергия, но потребности-то остаются.
Протоиерей Дионисий
— Да. И вот это вот это на самом деле то, что может нас, христиан, утешить в том смысле, что действительно есть какая-то жажда, жажда Бога. Но ведь если вот вы хорошо начали эту тему и довольно подробно это все рассказали, действительно, что движет вот людьми, которые уходят, а потом они уходят от мира, а потом мир как бы сам тянется к этим отшельникам. Но при этом при всем мир в самых лучших своих проявлениях. Это же ведь к преподобному Сергию не пришли там палаточники с сувенирами там или там какими-то средствами массовой информации, к нему пришли люди, которые точно так же искали Бога, как и он искал Бога. А Бог действует через людей. И не надо думать, что для святых людей, для того же преподобного Саввы, этот вопрос был однозначным и простым. Он наверняка тоже искал своего пути к Богу и наверняка у него были всякие искушения. Но ему хотелось, чтобы перед глазами был человек, в котором Бог действует, и которому можно поверить, и у которого можно стать учеником. И вот он почувствовал, что именно преподобный Сергий может быть тем самым светочем, именно не сам по себе, а именно Бог через него действует. И он к нему пришел и стал рядом с ним, а в дальнейшем, как известно, он же и руководил тем же самым монастырем, потом он стал духовником княжны Ефросинии и ее сына. И тем не менее он был все-таки зажжен. Он не просто приобрел какой-то статус там игумена или там духовника царского, а он горел. И это горение, оно передавалось окружающим, и в этом и есть действительно смысл ученичества духовного. Это не просто какая-то инициация или какой-то статус, а это именно то, чем можно людей согреть. Вот если вы когда-нибудь с духовными людьми встречались (а я надеюсь, что такой опыт у наших слушателей тоже есть), то всегда ощущаешь, что с этими людьми всегда как-то по-особенному, что это люди, которые как бы — ну вот как бы есть мир, а есть какое-то неожиданное окошко, через которое Бог действует в этом обыденном, скучном и рутинном и мире. И вдруг это окошко, как форточка открывается, и какой-то совершенно другой воздух начинает действовать. Именно через этих людей действует Бог. И святые это вот именно те самые окна, которые нам открывают иную реальность.
М. Борисова
— Ну вот мы сегодня вспоминали апостола Андрея Первозванного. И здесь вот этот первый ученик преподобного Сергия — удивительно переплетаются судьбы даже мощей. Поскольку мы знаем такую удивительную историю, как несколько верующих людей сохраняли главу преподобного Сергия от поругания в XX веке, когда шла кампания по вскрытию мощей и, передавая ее из рук в руки, ее сохранили до того момента, когда можно было ее вернуть. И ровно такая история произошла с главой преподобного Саввы Сторожевского, которую тоже 50 лет хранили верующие люди, для того чтобы потом иметь возможность вернуть святыню на то место, где ей можно будет поклоняться. И вы знаете, странно, вот, может быть, это очень индивидуальное ощущение, но вот когда приезжаешь в Лавру к преподобному Сергию, когда только входишь в Троицкий собор, такое ощущение какое-то очень присутствия. Может быть, это только у меня, я не знаю, может быть, у многих. Но вот есть ощущение, что это не просто такой музей, где есть святыня, а вот ты чувствуешь, там есть ощущение, что вот преподобный Сергий, ты к нему обратишься — он тебя слышит. Ровно такое же ощущение приходит в Саввино-Сторожевском монастыре, когда ты подходишь к мощам преподобного Саввы. Вот, может быть, это ученичество вот так вот транслируется.
Протоиерей Дионисий
— Может быть, так. А может быть, и действительно просто воздух звенит просто от наших молитв и от наших желаний, чтобы Бог нам Себя явил именно здесь. Ведь на самом деле любой храм — это посольство Бога на земле. И, по идее, в общем-то, люди чуткие ощущают это присутствие в любом месте, и не только в таких значимых монастырях как Троице-Сергиева Лавра или Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь. Но действительно в том месте, где все пропитано этим святым, где он действительно себя являл многим, это присутствие ощущается. Ну наверное, это просто факт, который вот не требует особо каких-то рассуждений. Ну так оно и есть.
М. Борисова
— На этой неделе у нас будут именинницы Варвары — 17 декабря память святой великомученицы Варвары. На самом деле все, что касается святых первых веков христианства, мы очень мало знаем о них достоверных сведений исторических. Есть мученические акты, есть предания, и вот по преданию святая Варвара жила в III веке, и ее отец Диоскор, аристократ приближенный соправителя императора Диоклетиана Максимиана, который, кстати, отличался изрядной жестокостью. Поскольку не все соправители Диоклетиана так уж усердствовал в гонениях на христиан, а вот все зависело еще от личности и от характера. Но вот Максимиан как раз был таким человеком, которому это пришлось по душе, и христианам на тех территориях, которыми он правил, пришлось очень тяжело. Но в истории святой Варвары есть еще как бы усиливающий нюанс. Дело в том, что она пострадала от рук собственного отца — он ее и пытал, он ее и казнил. И вот тут, мне кажется, в особенности после XX века, после гражданской войны, после всей истории вот этих атеистических гонений, когда людей действительно разделили, родных людей — вот верующие, неверующие — кто-то стеснялся, кто-то скрывался, кто-то, наоборот, пополнил сонм Новомучеников и исповедников Земли Русской. Вот это все настолько близко и настолько остро, что, мне кажется, эти святые первых веков становятся ближе. Может быть, это опять-таки мое индивидуальное восприятие, но мне кажется, что история, она это не просто некая череда событий. Как утверждали некоторые, вполне уважаемые авторитеты, история — это книга, на страницах которой Бог пытается разговаривать с человеком. То есть мы ее либо читаем и пытаемся вникнуть, что же нам Бог говорит, либо эти страницы просто пролистываем и они не дают нам того, что мы могли бы в них почерпнуть. Вот почему, мне кажется, мученики первых веков становятся все ближе?
Протоиерей Дионисий
— Какие-то архетипы, несмотря на скудность информации, которой мы владеем, но тем не менее каких-то архетипические сюжеты их житий, их поведения всегда волнуют христиан. В данном случае с Варварой вот это вот сама по себе трагедия — быть дочерью, умерщвленной своим же собственным отцом. Это, в общем-то, исполнение пророчества Христа о том, что разделится отец с сыном и брат с братом, и действительно вера, отношение к христианству, отношение ко Христу это будет как раз краеугольным камнем, о которой многие споткнутся. Но тем не менее все-таки если смотреть традиционным сознанием, все-таки сейчас нам это, может быть, не очень, это уходит в сторону историческую от нас, несколько в другую сторону. Но женщины, особенно девушки, это что-то слабое, и что-то очень как бы, так скажем, несущественное. Потому что и к женщинам отношение было как недозрелому существу, и по возрасту. И тем не менее оказывается, что сила девушки намного превосходит, чем убеждения ее отца, пусть даже внешне грозного, и свирепого, и могущественного. Вот мне кажется, что это и есть тот самый архетип, который многим верующим давал силы противостоять против как бы внешних не только препятствий, но внешних гонений. А к тому же это окрашивается еще в такие действительно трагические краски, когда именно сам отец свою дочь не жалеет и убивает — то есть идет против самого, может быть, для себя дорогого, но ему кажется, что так правильно. Но оказывается, что это «правильное» идет вразрез с Божиим словом, с христианством как таковым. Хотел бы сказать, что Варвара — это покровительница тех, кто боится остаться без покаяния перед своей кончиной. И в этом смысле это святая, которая всем очень близка и дорога. Ее даже изображают часто с Чашей в руках, потому что она дает возможность причаститься, несмотря на то что она женщина. И тут как не вспомнить о пророке Аввакуме, который тоже призывал именно к покаянию. И это Церковь нам дает таких помощников именно в этом, может быть, самом важном и самом трудном деле нашей духовной жизни, чего вам всем желаю — и их помощи, и Божиего благословения.
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове, протоиерей Дионисий Крюков. Поститесь постом приятным. До новых встреч. До свидания.
Протоиерей Дионисий
— До свидания.
Все выпуски программы Седмица
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер