Помните фильм про Титаник? Там есть уникальные документальные кадры затонувшего лайнера. Они были сняты под водой при помощи специального глубоководного аппарата. Во время погружения, внутри него могли находиться только три человека. Все остальные увидели Титаник уже в кинотеатре. И я тоже была среди них. Мне и в голову не могло прийти, что я когда-нибудь увижу его “вживую”.
И что интересно, это случилось не там, где Титаник затонул. А в далекой Южноафриканской стране — в Мозамбике. На берегу Индийского океана в городе Бейра находится некогда самый роскошный и большой отель в Африке. Гранд-отель. Но живут в нем не богатые туристы, а нищие и бездомные. Около 3 тысяч бездомных захватили шикарную гостиницу и поселились в ее номерах.
Еду современные постояльцы готовят на открытом огне. Электричества, канализации, водопровода - ничего этого в Гранд-отеле больше нет. Дорогой паркет, перила, двери - все что горит ушло на дрова. Резную мебель, сантехнику, проводку, трубы, стекла - все что можно вынести - давно вынесли и продали. В полумраке неосвещенных коридоров, среди гор мусора и нечистот, торгуют апельсинами и всякой мелочью местные жители - бездомные. Они обосновались в номерах, подсобных помещениях, коридорах, лифтовых шахтах и даже в телефонных будках. О былой роскоши напоминают только очертания парадных залов и лестниц.
Гранд отель был построен португальцами в 1955 году для состоятельных белых туристов. Именитые архитекторы, модный стиль Ар-деко - все предвещало небывалый успех. В свое время, это действительно был самый большой и богатый отель на юге Африки. Но именно это его и сгубило. Просто не нашлось достаточного количества постояльцев, способных платить за такую роскошь. Через 8 лет, так и не окупившись, отель был закрыт для туристов.
Новая жизнь Гранд-отеля началась в 1975 году. Мозамбик стал самостоятельным государством. Но за независимостью немедленно последовала гражданская война. Она длилась 16 лет и унесла более миллиона жизней. В Гранд-отеле одновременно были и штаб революции, и тюрьма, и военная база. Уже тогда, на волне голода и хаоса началось разграбление и уничтожение уникальных интерьеров колониальной эпохи.
После войны Гранд-отель стал приютом для беженцев. Именно их потомки, во втором-третьем поколении, там и живут. В олимпийском бассейне (некогда единственном в стране) стирают одежду и моются, у парадного подъезда соорудили курятник, а на пандусах сушат рыбу и креветок. Мусор не убирается уже несколько десятилетий и всплывает до самых окон в сезон дождей. Гранд-отель, некогда самый роскошный из африканских, утонул в нечистотах. Он полон крыс и холеры. Восстановить отель нельзя, но и демонтировать его не удается - жители отказываются покидать захваченные помещения. Так и стоит Гранд-отель на берегу океана, как символ разрухи, нищеты и страдания. Вот такая история. Если хотите увидеть затонувший Титаник - поезжайте в Мозамбик!
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова