Когда в городе Хабаровске в дни празднования Великой Победы проходит шествие Бессмертного полка, среди портретов фронтовиков можно увидеть фотографию старенькой монахини. Светлое лицо, ясные голубые глаза. На монашеской рясе — георгиевская ленточка. Это — матушка Елисавета, в миру — Вера Ивановна Дмитриева. Медицинской сестрой она прошла всю Великую Отечественную войну. Вынесла с поля боя сотни раненых. Всю жизнь помогала людям делом и молитвой.
Молиться Богу Веру ещё в детстве научила бабушка. На дворе были неспокойные 30-е годы ХХ века. За молитвы могли упрятать в тюрьму. Вот и на отца Веры однажды кто-то написал донос. Его арестовали, и без лишних слов отправили в концлагерь. Вере тогда было 12 лет. Девочка решила: отца нужно выручать. Села за стол и написала письмо председателю Верховного совета СССР Калинину: «Дорогой дедушка Михаил Иванович, освободи моего папу». Мать Веры только головой покачала: разве обратят внимание на детскую наивную просьбу? А Вера опустила письмо в почтовый ящик, и каждый день горячо молилась. Однажды дверь дома распахнулась, и на пороге появился отец! Он с удивлением рассказывал, как его вызвало лагерное начальство и объявило: «Свободен! Благодари дочь. Она тебя спасла».
Спасать людей казалось Вере самым естественным делом. Может быть, потому что с детства она видела, как делают это отец и мать — оба были медиками. По их стопам пошла и дочь — в 1939 году Вера поступила в школу медицинских сестёр. 22 июня 1941 года она сдала последний выпускной экзамен. И узнала, что началась война... Девушка сразу же побежала на призывной пункт — записываться добровольцем. Военный комиссар смерил взглядом маленькую, худенькую фигурку... и отправил домой. Сказал: «Помогай пока в больнице. Там тоже люди нужны». И Вера стала работать в сельской амбулатории. Жила она с родителями тогда на Ставрополье. Днём ухаживала за больными и ранеными. В свободное время — а было оно только ночью — вместе со всеми собирала пшеницу на полях — таскала на молотилку тяжёлые снопы. В 1942-м в Ставрополь и его окрестности пришли фашисты. В больничной палате у Веры тогда лежали несколько раненых офицеров. Сообразив, что немцы непременно придут их искать, Вера придумала выход. Переодела бойцов в крестьянскую одежду, а на дверь палаты повесила объявление об инфекционном карантине. Сработало: немцы зайти к больным побоялись. А вскоре и вовсе ушли из села. Офицеры были спасены.
Под Ставрополем тем временем шли тяжёлые бои, и Вера пошла работать в военный госпиталь. По несколько дней подряд она не смыкала глаз. Когда другие медсёстры буквально падали от усталости, вставала на их место к операционному столу. Летом 1942-го госпиталь перевезли под Сталинград. Ехали в деревянных вагонах, заполненных ранеными. Прямо на ходу врачи проводили операции, а Вера ассистировала. Несколько раз налетали фашистские самолёты, и Вера на руках вытаскивала из поезда тяжело раненых, прятала от бомбёжки в высокую траву. Выдержать все тяготы девушке помогала молитва. Господь не раз спасал от верной гибели и саму Веру, и её товарищей, за которых она молилась. В одном из боёв на передовой Вера заболела. Она лежала в окопе с температурой сорок градусов. Под артобстрелом, в полубреду, девушка повторяла шёпотом 90-й псалом: «Живый в помощи Вышняго...». Фашистские танки приближались. Солдаты уже не могли их сдерживать. И вдруг в небе появились советские истребители! В считанные секунды вражеское наступление было отбито. Бойцы удивлялись: откуда только взялись наши самолёты? А Вера точно знала: это Господь помог.
После войны Вера Ивановна переехала в Хабаровск. До пенсии трудилась медсестрой в районной поликлинике. А в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Матушка до конца своих дней занималась сбором средств на городские храмы. Во многом благодаря её трудам в Хабаровске появилась церковь преподобного Серафима Саровского. А ещё монахиня Елисавета (Дмитриева) писала стихи. О жизни, о войне и о Боге:
Медсёстры видели погибших на полях
И раненых, больных и обожженных,
Их выносили на своих руках,
Писали письма матерям и жёнам.
Стонали раненые:
«Господи, помилуй.
Сестра, спаси, сестрица, помоги!..»
Снаряды падали то рядом, то летели мимо...
И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья