Стоило только кому-нибудь во Франции 70-х — 80-х годов ХХ века услышать имя Колюш — и человек тотчас невольно расплывался в широкой улыбке. Колюш — знаменитый французский комик, актёр, радиоведущий и просто человек с большим сердцем, и сегодня ассоциируется у людей с добрыми эмоциями. Он всю жизнь дарил людям радость.
Школьное прозвище Колюш стало сценическим псевдонимом Мишеля Колюччи — простого парня, сына маляра и цветочницы. Его детство прошло в послевоенном Париже. И если тогда кто-нибудь сказал бы Мишелю, что он станет богатым и знаменитым, юноша ни за что бы не поверил. Он рос в семье, где бедность граничила с нищетой. После смерти отца мать в одиночку поднимала Мишеля и его старшую сестру. Бывало, парню доводилось засыпать голодным в нетопленной комнате. В 13 лет Мишель бросил школу и стал помогать матери. Кем он только не работал! Успел побывать посыльным, почтальоном, официантом, помощником продавца. Колюччи неплохо играл на гитаре и пел. Ему даже удалось подписать контракт на выступления с небольшим ресторанчиком на севере Парижа. По вечерам он развлекал посетителей, а ночью мыл посуду.
В репертуаре Мишеля были не только музыкальные, но и разговорные номера. Его первым выступлением в оригинальном жанре стал монолог под названием «История одного парня». Это был автобиографический рассказ, приправленный шутками. Слушатели были в восторге! И вот уже лучшие концертные залы Парижа, в том числе легендарная Олимпия, наперебой зазывали парня к себе. Режиссёры приглашали сниматься в кино. Участие в картинах Клода Зиди «Крылышко или ножка» и «Инспектор-разиня» принесло Мишелю огромную известность. И большие деньги. Впрочем, богатство его не испортило. «Я — не новый богатый, я бывший бедный», — говорил этот острый на язык клоун, забавный толстяк с добрыми глазами, который умел смешно рассказывать о грустном.
Сентябрьским утром 1985 года Колюш вёл программу на радиостанции Европа-1. Как всегда, шутил. И вдруг заговорил о том, что год от года во Франции становится всё больше бедняков. В куске хлеба нуждаются порой не только бездомные и нищие, но и работяги, получающие крошечное жалованье, на которое не то, что семью, самого себя не прокормить. «И вот, ребята, появилась у меня одна мыслишка, — в свойственной ему манере делился комик с радиослушателями. — Скинемся понемногу на бесплатную еду для бедных. Чуть-чуть деньжат, чуть-чуть сердца, а остальное приложится», — призывал Колюш. И люди услышали любимого артиста. В том же 1985-м году Колюш зарегистрировал и открыл во Франции сеть бесплатных пунктов питания для бедных. Он назвал их «Ресторанами сердца».
Только за первые несколько месяцев работы «Рестораны сердца» накормили более шестидесяти тысяч человек. Впрочем, там можно было получить не только бесплатные обеды и продуктовые пайки. Добровольцы организации помогали нуждающимся с жильём, образованием, медицинским обслуживанием, решали юридические вопросы. Колюш даже сочинил гимн «Ресторанов сердца», в котором есть такие слова: «Господь-Вседержитель делиться нам велит: еда — у богатых, а у бедных — аппетит!».
С этого гимна на протяжении десятков лет начинались благотворительные концерты с участием звёзд эстрады и кино в поддержку детища Колюша. Знаменитости охотно делились с «Ресторанами сердца» своим талантом и деньгами. Конечно, львиную долю средств в развитие сети бесплатных ресторанов внёс сам Колюш. Однако с радостью жертвовали на благое дело и рядовые французы. Для них — тех, кто и сам небогат, но готов делиться с ближним — артист сумел на законодательном уровне добиться налоговой компенсации за благотворительность. Так во Франции появился «Закон Колюша». Он был принят в 1988-м году. Увы, сам Колюш до этого дня не дожил — артист трагически погиб в автокатастрофе в июне 1986-го. Но двери его «Ресторанов сердца» по сей день остаются открытыми для всех, кто оказался в нужде. И в каждом из них с большой фотографии на стене улыбается людям Колюш, продолжая согревать сердца.
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 мая. Об апостольском служении
Сегодня 13 мая. День памяти Апостола Иа́кова Зеведеева.
Об апостольском служении, - протоиерей Максим Горожанкин.
13 мая. О личности и трудах философа Алексея Хомякова
Сегодня 13 мая. 220 лет со дня рождения русского религиозного философа Алексея Хомякова.
О его личности и трудах, - протоиерей Артемий Владимиров.
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов