Когда у нас родилась дочка, одной из важнейших задач стало её воспитание в православной вере. Мы — верующая семья, вместе с мужем поем на клиросе. И нам так хотелось привить дочке любовь к Богу в самом раннем возрасте, как это было у каждого из нас.
Моим духовным воспитанием занималась бабушка. Читала мне детскую Библию, рассказывала истории из житий святых, но главное — она своим примером показывала, как хорошо жить с Богом! Постоянно молилась, за всё благодарила Господа. Эту искреннюю любовь я впитала с самого детства и стараюсь нести через всю жизнь.
Муж пришел к вере тоже в детстве. Двоюродный брат подарил ему брошюру, где было написано о Боге. И эти слова так сильно проникли в душу ребёнка, что в невоцерковлённой семье внезапно появился мальчик, который начал верить в Бога. Позднее, учась в музыкальном колледже, мой будущий супруг начал петь на клиросе, и поёт до сих пор, уже больше 15-ти лет.
Наше духовное воспитание было таким разным, но мы оба веруем с детства, поэтому стали искать пути, как же рассказать о Боге дочери?
Конечно, она так же, как я видела бабушку за молитвой, видит нас с мужем молящимися. Это происходит естественно. Вера в Бога — неотъемлемая часть нашей жизни. Разумеется, мы рассказываем ей о Господе, водим в храм.
Обычно, когда дочь приходит в церковь, первым делом идет рассматривать иконы. И мы с мужем объясняем, что на них изображено и почему. Одним из первых, запомнившихся дочке образов, стал святой Георгий Победоносец. Было интересно рассматривать и мужчину с копьем, и коня, и дракона. Девочка могла очень долго разглядывать эту икону и перечислять всех, кто на ней изображён, но потом ее внимание привлёк другой образ.
«Мама и малыш!» — именно эти слова произнесла дочь, глядя на икону пресвятой Богородицы. «Да, дорогая — ответила я. Это — Богородица. Она — мама Бога. Представляешь, у Бога тоже есть мама, как и у тебя! Самая добрая, самая любящая. Всегда-всегда ждёт тебя в храме. И очень расстроится, если ты к ней не придёшь».
Простое объяснение так понравилось дочке, что теперь, проходя или проезжая мимо храма, она всегда говорит: «А там — Богородица! Надо прийти! Она нас очень ждёт!»
Вот так в ее сердечко Господь Сам заронил первое семя веры, любви ко Христу, к пресвятой Богородице. Мы понимаем, что впереди у дочери — путь всей жизни, чтобы строить отношения с Господом. И мы, родители, будем рядом. Будем молиться, чтобы вера дочки крепла. Ну а пока мы каждое воскресенье с радостью собираемся в Храм, все трое. Ведь нас там ждут!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер