У нас в гостях был настоятель храма в честь святых Апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии архимандрит Алексий (Вылажанин).
Мы говорили о том, как узнать волю Божию и своё предназначение, и какие преграды мешают нам слышать призыв Бога. Отец Алексий поделился, о чем чаще всего сожалеют люди к концу жизни; могут ли наши самые большие желания свидетельствовать об отсутствии доверия Богу и Его промыслу; а также есть ли Божия воля на несчастье человека.
Ведущий: Александр Ананьев
А. Ананьев
— Простите меня, дорогие друзья. Я начну, пожалуй, с анекдота. Это, пожалуй, впервые в истории программы «Вопросы неофита», когда я позволяю себе такую дикую вольность. Умирает однажды один мужчина и поднимается на небеса, и встречает Архангела, и говорит: «Слушай, вопрос можно?» Архангел говорит: «Конечно». — «Я прожил 64 года — скажи, в моей жизнь был смысл?» Архангел говорит: «Разумеется. Разве же Господь делает что-то бессмысленное?» — «Хорошо. А можно узнать — какой?» — «Разумеется. Помнишь, в 82-м году ты ехал в поезде Москва-Хабаровск?» — «Помню». — «А помнишь, ты обедал в вагоне-ресторане?» — «Помню». — «А помнишь, женщина за соседним столом попросила тебя передать соль?» — «Помню». — «Ну вот он — твой смысл жизни». Сегодня я хочу поговорить о смысле жизни, друзья. Сегодня я хочу поговорить о том, зачем мы живём. И то, что мы делаем, действительно это воля Бога или наша блажь, наша глупость и наш неверно выбранный путь? Как услышать волю Бога? Что такое Божья воля и чего хочет от нас Бог? Меня зовут Александр Ананьев, а к этому разговору я пригласил сегодня нашего дорого собеседника — настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинного Петропавловского округа Московской городской епархии, архимандрита Алексия (Вылажанина). Добрый вечер, отец Алексий.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Добрый вечер, Александр, добрый вечер, дорогие радиослушатели.
А. Ананьев
— Вопрос: зачем Господь создал нас свободными и как это следует понимать?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Господь изначально создал нас со свободной волей — волей права выбирать: быть человеку с Богом или не быть с Богом. Почему со свободной? Наверное, из той большой любви, которую Господь имеет к человеку. Потому что когда человек не имеет своей воли... или любое животное, или что-то, не имеющее своей воли, не может быть до конца счастливым. Поэтому Господь из-за этой великой любви создаёт Себе не игрушку, а создаёт любимое Своё создание, Своё творение — человека со свободной волей, который вправе выбирать свой путь, который ему Господь дал. Уже в раю мы видим выбор: или выполняйте заповедь, или не выполняйте — это право вашего выбора.
А. Ананьев
— Свободу ведь надо заслужить, до неё надо дорасти. Простой пример: у меня рождается ребёнок, ему, допустим, два года. Я не думаю, что мой ребёнок свободен: я говорю ему, что делать, что есть, куда идти. И самое главное — я говорю ему, чего не делать, куда не надо совать пальцы и почему нельзя трогать острый нож.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы знаете, даже в этой ситуации у него есть своя определённая свобода. Вот если уж он не захочет есть, то никак он не будет этого делать. И как бы вы строго ему ни говорили, ни наказывали, он из вредности встанет в угол, будет стоять в углу, наказанный, обиженный, но всё равно из вредности не будет есть, проявляя свою свободную волю. Да, безусловно, она неправильная может быть в данный момент. Поэтому сказать, что у него нет свободной воли — нет. Конечно, задача ваша была изначально в детстве воспитать его, с самого младенчества. То есть с момента зачатия ребёнка, а точнее даже с момента строительства своей малой Церкви, семьи, надо было строить всё это на христианских основах, на христианских началах. И тогда, наверное, в жизни многих и многих ошибок, которые наши дети потом свершают, можно было бы избежать. Это не значит, что они на всю жизнь вакцинированы от каких-то ошибок в своей жизни, потому что, действительно, у них тоже есть воля Божья, они дальше выбирают свой путь. И как бы родители ни переживали, ни думали, как бы они ни говорили, что нельзя совать пальцы в розетку, любопытство всё равно проявляется. Может быть, не пальцы в розетку, но всё равно на какие-то грабли дети наступают, от этого никуда не денешься.
А. Ананьев
— Мне 44 года, я не могу сказать, что я свободен. Моя жизнь, мой день, вот сегодняшний понедельник, он состоит из такой череды: должен, должен, должен... И это нормально, это часть моей жизни, это та ответственность, которую я взял на себя абсолютно осознанно. Как я должен понимать тот факт, что я свободен? Ведь я не свободен по сути...
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Давайте не будем путать разговор о свободной воле и о свободе, предоставленной нам самим.
А. Ананьев
— А в чём разница?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Свободная воля — мы вправе сами выбирать, быть ли нам загруженными или не быть загруженными, иметь ли ответственность перед своей семьёй, перед своими близкими, перед обществом и выполнять какие-то правила, уложения, или не делать этого ничего — мы выбираем сами.
А. Ананьев
— Я много размышляю об этом. Для меня это как свобода выбора: дышать или не дышать. Да нет у меня такой свободы — если я хочу жить, я буду дышать. Равно как у меня нет свободы ходить или не ходить на работу — я должен ходить на работу. К чему я веду — от этого у людей возникает ощущение несвободы, а при этом мы говорим, что Господь создал человека свободным. Я пытаюсь увязать это в одну...
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Господь создал человека со свободной волей. Воля человека не значит вседозволенность. Как у нас сегодня свободу во многом понимают, что это вседозволенность, распущенность, когда можно всё и никакой ответственности за это нет. Как говорят, что твоя свобода заканчивается в тот момент, когда нарушается свобода рядом стоящего человека. Поэтому... свобода воли, опять ещё раз говорю, что вот «я должен». Должен для кого? Должен для себя, для своих близких, но это мой выбор, я его делаю самостоятельно, мне Господь дал, но ты можешь этого не делать. Соответственно, жизнь твоя и твоих близких будет совсем другой.
А. Ананьев
— И вот тут мы подошли к следующему вопросу. Это мой выбор: я выбираю, что делать или чего не делать. Я, насколько это возможно человеку, понимаю, что для Господа не существует ни пространства, ни времени, для Него нет было, есть или будет, для Него это всё здесь и сейчас. Он каким-то непостижимым образом видит меня одновременно и двухлетним и 44-летним и на смертном одре, и за пределами моей земной жизни — Он всё это здесь и сейчас видит. То есть для Него это всё уже как бы реальность. При этом есть мой выбор, но я понимаю, что для Господа это уже определено. Стало быть, выбора нет?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Нет, выбор всё равно есть. И мы всё равно сделаем свой выбор. Предопределение — вы знаете, это как раз у протестантов, к сожалению, очень развито это понятие предопределения, что если тебе предопределено спастись, то чтобы ты ни делал, ты всё равно спасёшься. А если ты не входишь в этот список избранных, то какую бы ты праведную жизнь ни вёл, чтобы ты ни делал, всё равно Царствия Божия не наследуешь. Нет, всё-таки в Православии немножко по-другому. Здесь немножко богословский вопрос такой, боюсь, уйдём в дебри богословия, и запутаю и я вас и вы меня. Самое главное, что мы запутаем радиослушателей наших, но ещё раз хочу сказать, что... Бог, конечно, знает, ведает, но Он ведает и те пути, которыми мы можем пойти, Он ведает, что мы можем выбрать тот или иной путь, и он может завершиться и так, и так, и так. А каким из этих путей мы пойдём, нам пока неведомо — мы сами выбираем.
А. Ананьев
— Бывает ли в жизни в такой щелчок, который называется «слишком поздно», за которым уже ничего не исправить? Мой ответ для нас: в жизни бывает слишком поздно для этого, для этого — для нас. И для Бога, что в какой-то момент Он говорит: «Прости, уже слишком поздно, уже ничего не изменить».
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Для нас «слишком поздно» — момент смерти, когда последнее дыхание исходит из нашего тела, и душа отлетает от нашего тела бренного, вот тогда это для нас действительно последний час, когда уже исправить ничего невозможно, совершенно ничего невозможно. До этого момента, пока мы дышим, пока мы живём, пока мы... не знаю, в каком состоянии люди находятся без сознания, ощущают ли они что-то, потому что много разных есть рассказов по этому поводу. Сам не переживал этого, поэтому сложно сказать, но до этого момента человек может многое изменить. Прежде всего, что он может изменить? Изменить свою жизнь вечную, в которую он идёт. Вот в этот последний момент, подобно тому разбойнику на кресте, он может принести Богу искреннее покаяние в своей прожитой жизни, в тех грехах, которые он... Поверьте мне, что на смертном одре, так же, как и в каких-то тяжёлых ситуациях, всегда вспоминается прожитая жизнь очень быстро. И вспоминаются, скорее всего, не те счастливые, хорошие моменты жизни, которые были, а вспоминаются как раз моменты, которые страшат нас, с которыми мы придём в вечность, за которые мы будем в вечности держать ответ на Страшном суде. Поэтому даже в этот момент... Но это уже крайний момент, когда исправить уже ничего невозможно, а до этого можно исправить всё.
А. Ананьев
— Надо же, а я думал, что в этот момент мы вспоминаем те мгновения, когда мы были счастливы...
Архим. Алексий (Вылажанин)
— А это зависит от того, в каком состоянии мы умираем.
А. Ананьев
— Ах вот оно как.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Когда умирает человек верующий, когда он жил христианской жизнью, по крайней мере старался это делать, когда он понимает, что эта черта не конец всему, а это только начало, что это второе рождение для жизни вечной, прожив здесь временную жизнь, конечно он умирает с совершенно другим состоянием, вспоминая, глядя на окружающих, может быть даже печалуясь где-то о своих близких, но радуясь тому моменту, что он наконец-то отходит в тот дом, который был ему уготован при его рождении.
А. Ананьев
— «Вопросы неофита» на светлом радио, на них сегодня отвечает настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии, архимандрит Алексий (Валажанин). Я — Александр Ананьев. У вас огромный пастырский опыт, отец Алексий. Я не знаю, нарушу ли какие-то границы допустимого или нет, если задам вот какой вопрос: о чём чаще всего жалеют люди на смертном одре, понимая, что вот пришёл их час, сейчас они переступят эту черту земной жизни, о чём они жалеют?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Скажем так, всё это очень относительно — большой или небольшой опыт, прожитые года не говорят о накопленном опыте. Знаете, как говорят, что мудрость приходит с годами, иногда годы приходят одни. Из той практики, которая у меня есть, не очень часто приходилось сталкиваться непосредственно с людьми умирающими, которые отходят от жизни, причём в сознании когда это происходит. Очень часто, особенно если это происходит в раннем возрасте, есть сожаления — сожаления о том, что чего-то не успел, чего-то не сделал. Здесь как раз вера наша очень сильно проверяется. Конечно, нам, живущим, легко об этом говорить, так же, как, допустим, утешать онкологически больного человека, самому не пережив это — очень сложно бывает найти те слова и понять то состояние, в котором он находится, если ты сам этого не пережил. Ну, сожаления бывают о том, что жизнь так быстро заканчивается. А если есть глубокая вера, то всё-таки у человека даже в этот момент глаза не наполняются отчаянием и унынием, а, конечно, наряду с сожалением, есть надежда на милосердие Божие, на любовь Божию, Которую Он к нам проявил и на ту жизнь вечную, которая за этим последует.
А. Ананьев
— У моего вопроса есть второе дно: я предположил на мгновение, что то, о чём человек сожалеет на смертном одре, по сути является тем, что он пошёл против воли Бога: выбрал не тот путь, принял не то решение, пошёл не туда, куда хотел бы, чтобы он пошёл, Бог. Понимаете? И отсюда вопрос: если мы всегда будем следовать воле Бога, будем ли мы в той финальной точке жизни абсолютно счастливы и спокойны, что мы сделали всё, что должны были и нам сожалеть не о чем?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы знаете, не может быть такого, чтобы человек прожил эту жизнь и не ошибался. В земной жизни был безгрешен только Христос. И нет человека, который живёт и не согрешает, в любом случае грех — это уже ошибка, которую мы совершили в этой жизни. Не сожалеть о тех грехах, которые мы совершали, особенно на смертном одре, наверное, вот это самое страшное, что может быть. Конечно, чувство покаяния должно присутствовать в этот момент и сожаления. Но это не значит, что мы не исполнили волю. Воля Божия в отношении нас — это дарование нам свободной воли. Знаете, воля Божия в чём заключается? Чтобы пройдя этот жизненный путь, здесь, по земле, человек наследовал Царствие Небесное, уготованное ему Господом.
А. Ананьев
— Это единственное, чего хочет от нас Бог?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Я думаю, это основное, это самое главное, для чего мы приходим в этот мир. Если бы мы всё-таки хотя бы находились на пути к этому, то мы исполняли бы волю Божию. Да, ошибались, да, спотыкались, падали, но вставали, поднимались и шли дальше к этой путеводной звезде, которая нас вела-вела-вела и в конце концов она привела нас в преддверие — «близ есть, при дверях». В этом уже счастье. Знаете, у нас есть хорошая пословица, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Делаем ли мы ошибки на нашем жизненном пути? Конечно, делаем, конечно, это бывает. Вот мы говорим «воля Божия», часто очень ссылаемся на волю Божию. Может быть, не совсем уместно сейчас — вы начали с анекдота программу, а я всегда вспоминаю такую церковную шутку, когда Великим постом игумен монастыря заходит в келью, а там один из братьев на свечке яйцо на ложке жарит. Тот на него смотрит: «Брат, ты что?» А тот: «Отец настоятель, отец игумен, бес попутал!» А бес за печкой сидит и говорит: «Сам смотрю и удивляюсь». Вы понимаете, нельзя всё подводить под волю Божию — наши желания. Мы согрешили — значит, воля Божия была на то была, чтобы мы согрешили. Неправда. Безусловно, она в этом была, Он нам дал свободную волю, Он не заложил в нас, как в компьютер, какую-то программу, которую мы должны исполнять, подобно роботам, которых создаёт человек своим разумом, но Он дал нам свободную волю. И здесь мы, прикрываясь волей Божьей, совершаем тот или иной грех. Вот это неправильно.
А. Ананьев
— То есть у фразы «значит, на то есть воля Божья» есть исключения? Вот недавно трагический случай — падает самолёт. За штурвалом блестящий лётчик, герой России, испытатель. И вот я смотрю, как падает самолёт, есть видео, и в голове мысль: «Неужели на это есть воля Божья?» — замечательный совершенно, я знаю этого лётчика. Неужели на это есть воля Божья?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы знаете, наверное, в этом тоже есть всё-таки какой-то Промысл Божий. Очень часто бывает, что отпеваешь молодого человека или совсем ещё младенца, думаешь: «Господи, неужели в этом есть воля Твоя, что так рано?» А мы же не знаем, от чего Господь, может быть, уберёг этого ребёнка или молодого человека, или его родственников, родителей, близких в дальнейшем, в последующей его жизни. Мы абсолютно этого не знаем. Может быть, это была бы страшная, безумная болезнь. Но нам, подобно Иову Многострадальному, стараться волю Божью видеть не только в радости, но и в печали. Не пытаться всё понять земным разумом своим и найти всему объяснение. Не всегда возможно найти объяснение тому, что происходит. Что произошло в тот момент, когда совершилось это крушение? То ли это была человеческая ошибка, то ли это был действительно какой-то Промысл Божий, но не нужно здесь этого искать, надо принимать какие-то вещи просто в своей жизни.
А. Ананьев
— За это тоже надо благодарить Бога?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вообще, слава Богу за всё: и за скорбь, и за радость. Благодарить Бога за то, что мы живы, мы сегодня остались живы. Молиться за того человека. Благодарить Бога за то, что Он даёт нам возможность сегодня проявить разумность и, помимо исканий какой-то правды, которой изменить сейчас уже ничего невозможно, вознести свои молитвы за этого усопшего человека, погибшего трагически. Попросить у Бога прощения его грехов, которого он уже сам не может себе испросить — вот он уже ничего исправить в своей жизни не может. А мы ещё можем повлиять на его жизнь вечную своей молитвой. Потому что мы знаем, что Господь даёт такой дар близким: отмаливать грехи своих усопших сродников. Вот за это благодарить Бога надо.
А. Ананьев
— Часто, читая Священное Писание — Ветхий Завет, Новый Завет, жития — я встречаю эпизоды, где Господь обращается к людям и буквально человеческим голосом, человеческой речью обращается и говорит, что тебе следует сделать вот так, тебе следует пойти туда, тебе следует быть вот этим, или, что тебе не следует этого делать. И я часто думаю вот о чём: что же это за время у нас такое, когда Господь перестал обращаться к человек напрямую? Я не знаю ни одного случая, чтобы к моему современнику обратился Бог и сказал что-то. А вот раньше это было — и я в этом не сомневаюсь. Иначе какая цена была бы моей вере, если бы я в этом сомневался?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Понимаете, был момент, когда Господь пришёл в этот мир для того, чтобы открыть нам путь к Царствию Божию. И безусловно, Он ходил, проповедовал. И абсолютно ничего не изменилось — через Священное Евангелие Господь беседует с нами. Заметьте, что если мы какую-то книжку прочитали, даже обычную художественную литературу мы с годами по-разному воспринимаем, не говоря уже о Священном Писании, которое мы, читая каждый раз, по-новому открываем себе, казалось бы, уже совсем знакомые, до дыр зачитанные странички, слова, которые на них отображены. Мы каждый раз, духовно возрастая, начинаем совершенно по-новому воспринимать слова Божьи, они начинают каждый раз с большей окраской звучать для нас. Ничего абсолютно не изменилось, вот говорил Господь: «Идите и никому не говорите», — они тут же пошли и всем рассказали о том, как Он их исцелил. Слушались ли они Его? И тогда не слушались, не очень волю Божью исполняли. А кому-то Он говорил: «Иди и больше не греши», — и становились праведниками, исполняя вот эту волю Божию. Всё очень по-разному было, и от того, что сегодня бы Господь с нами заговорил — а услышали бы мы Господа? Вот в чём дело. Захотели бы мы Его слушать?
А. Ананьев
— У меня нет сомнений, если бы...
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Наверное, так же бы кончилось всё: «Распни, распни Его!» Не захотели бы мы слышать обличения в свой адрес. Ведь приходя в храм, на исповедь особенно, мы же не хотим от батюшки слышать каких-то вещей, не очень нам приятных.
А. Ананьев
— Я за этим иду. Вот, поверите, я иду за этим — чтобы настучал по голове.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Ну да, значит, очень сильно не стучал. Бывает, так настучат, что кажется, что... ведь идут с осознанием как бы своих грехов, понимая. А иногда чисто механически даже — вроде бы книжку прочитали о грехе, поняли, что такое грех, вроде бы сказали, а до конца... Не как батюшка говорит, что исправляться надо, а каждый раз идут с одним и тем же. В конце концов и священник тоже в какой-то момент начинает проявлять строгость. Покрывал, покрывал любовью, но это не даёт результатов, значит, надо проявлять строгость. И здесь начинается уже определённое противление, начинается непонимание: «Вот батюшка строгий, жизнь нашу не понимает, проблемы нашей жизни не понимает». А проблемы часто всегда одни — гордыня наша человеческая в нашей жизни.
А. Ананьев
— О том, какие преграды стоят между нами и Богом, и что мешает нам услышать Его волю, мы продолжим разговор с отцом Алексием ровно через минуту. Полезная информация на радио «Вера» — не переключайтесь.
А. Ананьев
— «Вопросы неофита» возвращаются в эфир. Сегодня в светлой студии радио «Вера» настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии, архимандрит Алексий (Вылажанин). Я — Александр Ананьев. «Как узнать волю Бога?» — так звучит тема нашей сегодняшней программы. Если я несчастлив и мне плохо, значит ли, что я не следую воле Бога? Как узнать своё предназначение, как выбрать из возможных вариантов то, что правильно, чтобы к концу жизни ни о чём не сожалеть? Вот об этом и многом другом мы сегодня беседуем с отцом Алексием. Что такое предназначение человека, отец Алексий? Мы уже говорили о том, что конечная цель, конечный смысл жизни — попасть в Царствие Небесное, чтобы к тому моменту, как закончится наша жизнь, нам по-максимуму — понятно, что совсем уж нестыдно за что быть не может, потому что нам всем есть чего стыдиться, — сделать так, чтобы нам ни за что не было стыдно. А в земной жизни — мы вот сейчас живём здесь, у нас есть профессия, у нас есть ипотеки, у нас есть дом, жена, собака. Как узнать, есть ли у нас наше предназначение или его нету?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Предназначение наше, вообще, прожить эту жизнь достойным христианином. Если мы верующие люди, если мы говорим языком верующего человека. Если говорить общечеловеческим, может быть, сегодня как раз не общепринятым языком, но то, что в основе лежит — порядочным человеком. А ведь порядочность не зависит ни от ипотеки, ни от забот, ни от того, что в скромном пальто ходит ваш супруг или в шубах с бриллиантами. Порядочность зависит от вашего внутреннего состояния, от вашего образа жизни. Я думаю, что это прежде всего предназначение человека — быть порядочным человеком в этой земной жизни. А иначе может получиться как в той знаменитой песне Высоцкого — и баобабам триста лет. Не хотелось бы. Предназначение верующего человека — быть христианином достойным. Если мы говорим опять о том, какое предназначение Божие. Предназначена ли нам какая-то профессия или ещё что-то — Господь каждому человеку даёт определённый талант, один или, может быть, несколько талантов. Вот распознать этот талант и постараться его приумножить в нашей жизни — это тоже предназначение Божие. И иногда человек по каким-то причинам может быть талантливым автослесарем, но ему хочется быть эстрадным певцом, и он идёт на эстраду, не имея для этого никакого таланта от Бога. И, может быть, используя какие-то технологии, достигает определённой популярности. А если бы он шёл по предназначению Божию, может быть, он был бы гениальным автослесарем. Поэтому, если бы он был гениальным автослесарем, то жил бы, может быть, и не хуже, чем эта суперзвезда, которой он стремится быть. Любое дело, которым мы хотим заниматься в этой жизни, прежде всего должно нам приносить удовлетворение, моральное и внутреннее. А всё остальное уже прилагается.
А. Ананьев
— Возьмём того человека, придуманного только что за этим столом, перед этим микрофоном, о котором вы сказали, отец Алексий. Тот автослесарь, который решил, что хватит ему крутить гайки, пойду-ка я на сцену петь песни — хорошие песни, за которые ему не стыдно. Не будем вдаваться в художественную ценность его песен. Как узнать: есть ли на это воля Бога или нет, правильно это или нет? Я вам приведу гораздо более жизненный пример и очень позитивный. Один мой хороший знакомый долгие годы был журналистом. Он в школе учился с прицелом на то, чтобы быть журналистом, в институте блестяще учился, чтобы быть журналистом. Потом блестяще работал журналистом, пресс-секретарём, у него была замечательная карьера. А потом в какой-то момент этот счастливейший из мужчин, на мой взгляд, буквально услышал волю Бога. Я не знаю, как, но услышал. И он сказал: «Мне это всё не надо. Я хочу в деревне основать ферму и делать сыр, выращивать овощи». И сейчас он со своей большой и счастливой семьёй, в окружении коней, коров, каких-то прекрасных красот природы, живёт там счастливо. Я к нему езжу иногда в гости. Я всё время думаю: ну вот как он это услышал, как на это решился? Ведь это абсолютный Промысл какой-то — он услышал волю Бога насчёт самого себя. Спросите меня, уверен ли я в том, что я для этого всего создан — я не смогу вам однозначно дать ответ. Я не знаю. Может быть, у меня душа лежит к скрипу канатов на рыболовецкой лодке какой-нибудь — ловить рыбу где-нибудь.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы попробуйте. Вы съездите и наймитесь на сезон моряком на рыболовецкую лодку, попробуйте, что это такое. Ведь, знаете, романтика в голове и реальная жизнь очень сильно отличаются. По каким-то соображениям человек готовился быт журналистом — то ли это семейные какие-то традиции были заложены, как часто это бывало в те времена, по крайней мере когда я рос. То ли был действительно какой-то талант, но на каком-то этапе жизни человек делает переоценку своих ценностей. Да, он честно делал свою работу, но сегодня он видит, что для того, чтобы пойти, наверное, более правильным путём, ему надо немножко изменить координаты. Это не значит, что вся предыдущая жизнь была напрасной. Не было бы предыдущей жизни, может быть, не было бы и этой деревни, которая сегодня есть. Но самое главное, чтобы в его ощущении счастья счастлива была ещё и вся семья. Потому что не каждый ребёнок очень счастлив, когда его из города в деревню увозят.
А. Ананьев
— Я вам больше скажу: и жена-то была против. Вот по большому счёту жена была против, она просто, как истинная христианка, последовала за мужем.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Понятно. Но если всё равно в результате этого они пришли к этой гармонии общего счастья, то это действительно счастье, действительно замечательно. Дай Бог, чтобы у них всё было хорошо. На пути, конечно, и трудности встречаются, всё встречается. Я неоднократно в передачах радио «Вера», и вообще это, наверное, стало и моим таким лозунгом жизни, я всегда вспоминаю слова покойного митрополита Питирима, которые я услышал на его смертном одре — из фильма «Архиерей», который был снят в последние дни жизни, уже когда владыка не поднимался. Там есть кадры, когда он говорит: «Целью моей жизни было распознать волю Божью и постараться ей не навредить». Понимаете, это очень важно — мы иногда видим волю Божью, а она не очень с нашей соотносится. И мы пытаемся её начинать корректировать. А результат-то получается очень плохой. Знаете, когда мы начинаем правки делать за талантливым архитектором или прекрасным художником, или великого композитора начинаем подправлять, то хорошо из этого ничего не получается.
А. Ананьев
— Я вспоминаю эту прекрасную публикацию в социальных сетях, где редакторским правкам подвергнуты два четверостишия Александра Сергеевича Пушкина, таким жёстким. Распознать волю Божию. Давайте предположим, что такой вопрос прозвучал от наших слушателей. Вы сейчас произнесли, что «распознать волю Божью — цель моей жизни». Как? Дайте совет.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Я из своего опыта так скажу. Ведь с чего начинается? — с нашей воли, мы чего-то хотим. Мы чего-то хотим, к чему-то стремимся, мы ставим перед собой какую-то цель. Вот когда я ставлю перед собой какую-то цель, я всегда обращаюсь к Господу: «Господи, если на то воля Твоя есть. Я не знаю, каким путём. Как мне кажется, что я могу сделать для этого, я буду делать. То пусть это всё через трудности, но если эта воля есть Твоя, пусть это свершится. А если на то воли твоей нет, то чтобы я ни делал, как бы мне этого ни хотелось, пусть этого не будет никогда», — я об этом очень прошу Бога. И надо научиться принимать — вот это самое главное. Попросить-то можно, а принять потом бывает сложно. Я просто из своего опыта говорю, не из опыта Церкви, что, вы знаете, для меня это всегда срабатывало. Потому что какие-то вещи, которые нам иногда кажутся неправильными, что, если было бы так, как я считаю, должно быть хорошо бы, и если бы я шёл тем путём и всё было бы, потому что сегодня у меня не получается, а если бы сейчас получилось, было бы замечательно. А потом Господь выправляет, когда, может быть, то же самое, но совершенно другим, совершенно тебе не ведомым путём совершается в твоей жизни. И ты понимаешь, насколько это было мудро со стороны Бога, что Он провёл тебя не там, где ты хотел пройти, поломав руки, ноги, не утонув в болоте. Да Он по кочкам тебя, по горам, по лесам вёл, но Он тебя провёл той дорогой, ты получил целый и здоровый, неповреждённый то, к чему ты стремился. Я тоже всегда это как пример абстрактный привожу — вот человек просит у Бога: «Господи, машину хочу. Вот хочу я эту машину». А Господь не даёт ему, нет на то воли Божьей. Бог же нас любит. Как родители к детям, когда дети начинают нудеть, а родитель понимает, что не надо ему это, ненужно, неполезно, ни к чему это. Но, в конце концов, хочешь — на, получи. Или в конце концов разругаются так родители с детьми, что потом годами не встречаются и не разговаривают. Так же и с Богом у нас бывает: нудим, нудим, а Господь понимает, что не нужно это нам, не на пользу, и не даёт. Чем это может закончиться? Тем, что мы примем это или действительно разругаемся с Богом, отвернёмся, и хорошо, если к нам когда-то разум вернётся назад. Но вот выпросил человек у Бога машину, очень хотел машину, и дал ему Господь машину, а водить-то он толком не умел. Сел на эту машину и разбился на этой машине. Господь-то знал, что это так произойдёт, поэтому и не давал. Ну, хотел — ну что делать? Нельзя против воли идти.
А. Ананьев
— Как писал Клайв Стейплз Льюис, люди делятся на две категории: те, которые говорят Богу: «Да будет воля Твоя, Господи», — и те, которым Господь говорит: «Да будет Твоя воля». Вопрос: для того, чтобы услышать волю Бога, надо отключить свою волю — да или нет?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Для начала надо хотя бы регулярно читать Священное Писание. Отключить свою — ну, как её можно отключить? Очень сложный вопрос — так просто даже не знаю, как на него ответить. В каких-то случаях, наверное, да, в каких-то случаях просто смириться и принять. Да, в этот момент, наверное, происходит отключение своей воли, то есть когда мы понимаем тщетность борьбы и считаем, что добиваться чего-то, понимая, что ты уже всё сделал в рамках дозволенного. А дальше уже начинаются вещи, даже если можно достичь той или иной цели, но явно уже это методы, которые не от Бога тебе посылаемые и всеваемые. Вот если в этот момент ты себя ограничиваешь сам, то да — ты прерываешь, конечно, свою волю, как бы тебе не хотелось, и понимаешь, что Господь почему-то этого тебе не даёт, и принимаешь волю Божью.
А. Ананьев
— Я сейчас скажу парадоксальную вещь, которая на первый взгляд покажется глубоко неправильной, нашим слушателям в первую очередь. Если я чего-то очень хочу, я перестаю быть верующим человеком, я перестаю доверять Господу в том, что то, что Он мне даёт, это правильно. Простой пример. Какое-то время назад я переживал очень непростой период в своей жизни, когда у меня как бы полностью исчезла работа. Я начал отчаянно вибрировать, искать, мучиться, каждый день был наполнен какими-то нервными переживаниями, поисками, поездками, рассылкой резюме, штудированием интернета в поисках каких-то перспектив. На что моя мудрая жена мне сказала: «Слушай, а чего ты переживаешь? Ну вот зачем? Неужели ты сомневаешься, что Господь тебе всё даст? И работу, и деньги, и перспективы. Зачем? Ты же со всей этой нервотрёпкой преврашаешься в неверующего человека». И отсюда вопрос: человек, у которого есть острое желание, действительно перестаёт верить в Бога?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы знаете, когда острое желание перерастает в манию и в паранойю...
А. Ананьев
— Любой мужчина без работы становится маньяком.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Понимаете, от того, что вы нервничать начинаете, переживать, работа от этого быстрее не появляется. А, наоборот, в этой ситуации начинаете делать какие-то ошибки, которые, может быть, и вредят вам в получении вашей работы. Безусловно, это не значит, что вы должны сидеть дома, ничего не делая, ждать, когда же воля Божия... как: «Да, Я тебя спасу, ты не переживай, только верь», — и начался потоп. Он верил и утонул — а там и лодка приплывала, и бревно было... «Да что Ты меня не спас?» — «Ну как же? Я тебе и лодку посылал, и бревно посылал, но ты не захотел спасаться». Так и в нашей жизни — от того, что мы отчаиваемся и унываем, это абсолютно не является выходом, наоборот, может завести в какой-то тупик, если эта проблема бывает затяжная. А если человек с искренней верой, с любовью к близким и к Богу продолжает искать... вот если бы вы всё то же самое делали, не распыляясь на отчаяние уныние и какие-то вещи, наверное, в этом больше пользы было бы и вам, и вашим окружающим, и всем прочим. Я не знаю, как у всех, но даже у меня, как у священника, бывает, что кажется выхода из ситуации нет, казалось бы, а Господь так управляет, что всё так выравнивается. Казалось бы, где, откуда, чего. Казалось бы, вещи порой в жизни происходят такие, которые никогда в твоей жизни произойти не должны были, а они происходят. Каким образом, для чего это Господь даёт? Конечно, даже в этой ситуации есть выбор: принять или не принять. Но польза-то какая, Господь всё управит, рано или поздно всё разрулит в твоей жизни. Только не сиди, как камень, под который вода не течёт.
А. Ананьев
— Сегодня в программе «Вопросы неофита» мы с настоятелем храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинном Петропавловского округа Московской городской епархии, архимандритом Алексием (Вылажаниным) пытаемся провести границу между волей Бога и безволием человека по большому счёту. Очень часто, когда вот эти рассуждения я слышу или читаю, мне кажется, что меня просто призывают лечь на спину на поверхности воды и плыть по течению, и сказать: «Господи, да будет воля Твоя на всё». И течение, ладонями мудрого Господа, принесёт тебя туда, где тебе следует быть, расслабься, проживи свою жизнь в спокойствии. И меня, как мужчину, такое положение дел не устраивает — мне надо грести.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Александр, оно и как христианина вас не должно устраивать. Опять это такие протестантские вещи...
А. Ананьев
— Да?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— «И в поте лица своего добудешь хлеб свой» — вот она заповедь Божья, которая после изгнания человека из рая была дана. Ну а как? Ничего не делая, не посеешь — не пожнёшь.
А. Ананьев
— Доверяя воле Бога. Не ничего не делая, а доверяя воле Бога. И сказать: «Да, мне хочется вот тот дом, ту машину, мне хочется другую работу».
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Понимаю, да. Это «Бог меня не любит — я не могу в лотерею выиграть». Но ты хотя бы билет-то купи — как в том анекдоте.
А. Ананьев
— Ох, какие опасные вещи! Я всё время хочу купить лотерею, меня жена за руку от этих ларьков: «Брось! Это всё лукавство какое-то!»
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Но это как анекдот. Так и мы в нашей жизни — мы хотим. А что мы делаем? Во-первых, для чего, во-вторых, что мы этого сделали?
А. Ананьев
— И сделает ли это нас лучше.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы знаете, я не видел ни одного абсолютно богатого человека абсолютно счастливого. Но я видел людей, у которых не было ничего за душой, а они были настолько светлы, замечательны. Это не значит, что они были бездельниками. Они в труде своём, и жизнь их была далеко не из лёгких, но они светились радостью общения с Богом, они светились радостью того бытия и мира, который вокруг нас, с ними приятно было общаться. А как тяжело бывает общаться с людьми, у которых весь мир в руках, а радости от этого не получают.
А. Ананьев
— Радость — её будет касаться мой следующий вопрос. Господь призывает нас радоваться: радуйтесь всегда. Как я себе это представляю — вот я живу и я счастлив, я радуюсь. Радуюсь этому солнцу, этой траве, людям, которые меня окружают, работе, звукорежиссёру Саше за стеклом. Я радуюсь, мне хорошо. Ведь Богу не надо, чтобы я был несчастлив. Правильно? Правильно. Я даже знаю, что это правильно. Стало быть, если я несчастлив, значит на то нет Божьей воли.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Опять: что значит несчастлив и на что нет воли Божьей? Есть ли воля Божья в том, что человек умирает? Безусловно, в этом есть воля Божья потому что рано или поздно земная жизнь каждого человека приходит к логическому завершению. Когда вы провожаете в последний путь своих близких, не дай Бог: родителей, жену, не дай Бог детей (такое бывает) — можете ли вы быть счастливы в этот момент? Наверное, нет, наверное, очень тяжело. Это надо очень большую и очень глубокую веру иметь, чтобы осознавать, что они-то сейчас более счастливые, что предстоют перед Престолом... «там, где нет ни болезней ни печали, ни воздыханий». Но до конца мы этого всё равно не осознаём, поэтому сказать, что в этот момент мы можем быть счастливыми — наверное, счастливыми мы быть не можем. Но и отчаяния в нашей жизни не должно быть — это жизнь. Так, и вы знаете, «радоваться всегда». Да, но мы не умеем радоваться даже вот... мы говорим о птичках — как часто слышим: «Вот, за город выехал — соловьи всю ночь спать не давали».
А. Ананьев
— Отвратительный чистый воздух! Неприятно вкусная вода.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Это правда. Безумная тишина. Не могла уснуть, потому что не было вот этого шума дороги, которая под окном. Абсолютная тишина. Человек, к сожалению, такая скотина, которая постоянно чем-то недовольна, которой всегда чего-то мало, чего-то хочется, всегда к чему-то стремится. А действительно слава Богу за всё — вот за то, что мы имеем. Как-то одна мудрая женщина из глубокой Шатской деревни учила мою тётку — как-то в беседе сидели и говорили: «Любушка, ты не привыкай к вкусной пище. Кто знает, какие времена будут. Вот те богатые, которые привыкнут ко вкусной пище, как им тяжело будет отвыкать. А мы привыкли к простенькой: картошечка да хлебушек. Ну и нам ничего и не страшно». Вот в совсем недавние времена, когда начались всякие напасти на нашу страну: санкции, ещё что-то. Как у нас многие возмущались нехваткой сыра, французского вина, ещё чего-то. А можно ли без этого прожить и быть счастливым? Да абсолютно можно без этого прожить и быть счастливым. Как иногда хочется просто элементарной картошки в мундире, хорошей солёной капусты — и ничего больше не надо.
А. Ананьев
— И ржаную корку с крупной солью. Буквально сегодня в социальных сетях не то чтобы поспорил, но рассуждал с одной знакомой о счастье и как раз воле Божьей. Её логика была очень простой: «Если я несчастлива в браке, нет мне в этом браке ни любви, ни радости, ни счастья, то на это нет Божьей воли. И этот брак не должен быть частью моей жизни», — говорит она. Я с ней спорил. Мы говорили с ней о взращивании любви и о том, что иногда нужно 30 лет, чтобы любовь появилась в браке. Но она заставила меня задуматься: а вот если человек действительно несчастлив вот на этой работе или в этом браке, или в этом городе, например (ему надо в деревню)?
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Вы знаете, что касается брака — всё остальное, что вы называли, да, здесь я могу согласиться с вами: ничего не мешает человеку взять и изменить что-то в своей жизни. Ну, не нравится тебе работа — поменяй работу. Знаете, как иногда приходят на исповедь и начинают жаловаться, что начальник такой нехороший человек, ужас, работать с ним невозможно, и самодур, и пятое-десятое. Но он начальник. Я говорю: «Ну, не нравится тебе начальник. Тебя зарплата не устраивает?» — «Нет, зарплата устраивает. Начальник меня не устраивает». Но если не устраивает начальник, то уйди, найди себе другую работу, где тебя будет устраивать начальник, всё будет хорошо. Но если ты не уходишь, значит тебя всё устраивает, значит ты смиряйся и терпи того начальника, который есть. Вот работа — да. Не нравится вам в городе жить — вперёд, продайте свою городскую квартиру, или если у вас такая возможность, вдобавок к ней купите себе участок земли где-нибудь в глухой деревне и живите там. И действительно, может быть, вы будете получать от этого удовольствие. С браком немножко другое. Мы опять исходим из точки верующего человека, христианина, что брак это строительство малой Церкви, а не ячейки общества. И уже на моменте проектирования церковного надо очень серьёзно к этому вопросу подходить и оценивать понятия любви и страсти, которые вместе идут параллельно, и пытаться их уметь разделять. Потому что страсть рано или поздно уходит из жизни супругов, а любовь как жертва, как жертвенность или сохраняется или теряется. Поэтому вас же никто насильно-то в брак этот не тянул. Ведь что-то хорошее, значит, было, почему-то вы замуж вышли за этого человека. Сейчас несчастливы — в чём причина этого несчастья? Вот кто-то несчастлив от того, что шубы нет, что на шопинг в Париж не ездят.
А. Ананьев
— А это, отец Алексий, как в том, простите уж опять, анекдоте про воздушные шарики, которые не надо покупать: «А что — они бракованные?» — «Да нет». «А что — они дорогие?» — «Да нет». «А что — с ними что-то не так?» — «Да нет. Просто не радуют они, и всё». Вот в какой-то момент, как я понял из рассказа моей собеседницы, радость ушла из отношений. А ведь сказано нам было: «Радуйтесь».
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Так поищите. Нам много чего Господь говорит, но мы же не всё это соблюдаем. «Радуйтесь» — но вы пытайтесь сохранить эту радость. Значит, где-то вы или когда проектировали, не так сделали, или когда фундамент закладывали — гидроизоляцию не положили, и он начал влагу всасывать, или какие-то строительные ошибки допустили в своих взаимоотношениях. Созидание семьи — это же огромный труд. Мне, монаху, тяжело об этом говорить, но я всё-таки вырос в семье, я же не под капустой найденный. Поэтому я вижу, что это труд, что это можно изменить. Иногда даже нужно что-то, может быть, изменить. Но не всегда у людей есть такая возможность терпения, до конца всё это вынести. Иногда, может быть, есть смысл и прекратить эти взаимоотношения, чтобы не мучить друг друга.
А. Ананьев
— А иногда стоит завести козу — как в другой замечательной шутке.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Да, чтобы понять, насколько хорошо и свободно было.
А. Ананьев
— Без козы. Последний вопрос, наше время подходит к концу. Я, готовясь к нашей беседе задал вопрос всемирному этому нашему разуму — интернету: как узнать волю Божью? И одной из первой ссылок, одним из первых советов было: сходите к духовнику, задайте вопрос духовнику. Меня это немножко смутило. Я объясню, почему. Духовник же не может знать всех обстоятельств твоего выбора, относительно профессии и ещё чего-то. Получается — я сейчас скажу какую-то крамольную возможно, вещь, — получается что-то сродни гаданию. Понимаете? Придёшь и скажешь: «Отец Алексей, брать мне ипотеку или не брать?» Если рассказывать обо всём, то вы же всё равно всего не знаете. Вы можете буквально с неба взять: «А не бери — нет на то Божьей воли».
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Опять, если священник разумный, конечно... начнём немножко с другого: духовник и исповедник. Если вы пришли к духовнику, то это уже под собой подразумевает, что это человек, с которым вас связывают духовные связи, с которым вы знакомы уже не один год, который прекрасно знает и ваши возможности, и ваши способности, и если вы выбрали этого человека, то, наверное, он достаточно мудрый человек, которому вы доверили вверить свою судьбу, свою судьбу вложить в руки своего духовника. Это понятие духовника, то есть это человек, которому мы вверяем попечение о себе и должны выполнять то, что он нам говорит. Иначе тогда теряется смысл этого отношения духовника и духовного чада. Или есть просто священник, к которому вы ходите исповедоваться, который не является духовником. Да, он знает вас, но не знает, может быть, всех нюансов вашей жизни — исповедник. Опять, смотрите сами, насколько вы доверяете этому священнику. Нельзя сказать, что в каждом слове священника звучит воля Божья — это было бы неправильно, потому что священник тоже есть человек, который тоже может ошибаться. Но если это ваш духовник, который, помимо ответственности — он же чувствует ответственность за вас, он несёт эту ответственность за вас, он молится за вас. И он не будет так просто: давай бери и делай — нет.
А. Ананьев
— Резюмируя нашу беседу: если у вас есть вопрос: в чём воля Божья? Ответ — в Священном Писании. Читайте Священное Писание и у вас будет ответ на этот вопрос.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— И самое главное — заглядывайте ещё почаще внутрь своего сердца. Там тоже очень часто кроются ответы на наши вот такие вопросы.
А. Ананьев
— Спасибо вам ольшое, отец Алексий за эту беседу. Сегодня на вопросы неофита отвечал настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии, архимандрит Алексий (Вылажанин). Спасибо вам.
Архим. Алексий (Вылажанин)
— Спасибо, дорогой Александр. Спасибо, дорогие радиослушатели.
А. Ананьев
— Я — Александр Ананьев. Ещё раз вернуться к этой беседе вы всегда можете на нашем сайте radiovera.ru. В следующий понедельник продолжим разговор.
Все выпуски программы Светлый вечер
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер