Часто люди смущаются тем, что видят, как кто-то ведет благочестивую жизнь, молится, постится, не грешит и терпит большие скорби. Со стороны ноша кажется непосильной, и даже возникает вопрос, за что праведному человеку такое? Мы знаем об истории Иова Многострадального, но мы-то нынешние, смертные, слабые, куда нам до подвигов святых? Недавно Господь преподнес мне удивительный урок. И я поняла не за что, а для чего?
На съемках одной телевизионной программы посчастливилось познакомиться с удивительной матушкой Еленой Дроздовой. Она встретила своего будущего мужа, когда работала в магазине. Святослав зашел купить воды. Увидел за прилавком скромную, красивую девушку с косой, с чистым, робким взглядом, который уже практически не встречается в искушенной, современной Москве.
Так и стал он заходить регулярно. И когда он пропал, Елена почувствовала, как ей не хватает этого человека, ощутила одиночество, хотя никаких отношений между ними не было. Просто почувствовала родную душу. Святослав тогда уезжал по делам, потом вернулся. Больше они не расставались. Начали уже встречаться, осознали, что вот она, их Любовь!
Поженились, обвенчались. Супруг Елены выбрал для себя путь священства. Она поддержала. Жили скромно, на съемных квартирах. Но разве в этом дело, когда все с верой, все с любовью, все с благодарностью?!
Родилась дочь! Радость! Милость Божия! А совсем скоро Елена почувствовала зарождение новой жизни. Новая беременность! Как чудесно, между детьми небольшая разница, вместе будут расти, развиваться, играть. Но вскоре на УЗИ врач сообщила Елене, что у них будет двойня!
Сказать, что это было счастье — не сказать ничего! Супруг Елены благодарил Бога за жену, деток. Хвала Господу! Служение в храме, забота о старшей дочери Софии, ожидание малышей. Все шло своим чередом, пока однажды, отец Святослав, в прошлом спортсмен — баскетболист, вернувшись с тренировки не почувствовал себя плохо. Резко заболело сердце... Все произошло мгновенно. Как потом оказалось, у него уже было предынфарктное состояние, о котором не знали.
Для Елены тот день все разделил на до и после. Пересказывая эти события, она плакала. Поминутно, хроникально вспоминала, что было тогда, словно искала, что могла в тот день сделать иначе, чтобы спасти мужа... Но... Любимый ушел к Господу.
А потом все было, словно в тумане. Она как верующий человек не спрашивала Бога за что? В голове пульсировало: «Дети! Надо доносить детей! Надо родить! Надо!»
И в тот самый тяжелый момент отовсюду стала приходить помощь. Сколько было людей, которые приносил вещи, деньги, просто поддерживали, молились! Бесконечные звонки со словами: «Чем помочь! Мы едем!»
Только представьте, за три недели в приходе собрали деньги на квартиру для Елены в Подмосковье, рядом с любимым храмом.
На матушку Елену нахлынуло море людской любви. Она, потеряв отца своих детей, обрела неизмеримую любовь, милость и заботу Отца Небесного!
Мальчикам сейчас уже по пять лет. Здоровые, красивые! Один назван в честь папы. Святослав! Светлая, уютная квартира, на стене образы святых, пахнет пирогами, шалят и радуются дети. Елена теперь уже со светлой грустью вспоминает супруга и каждый день благодарит Бога за счастье увидеть, как Господь отеческой рукой даже в, казалось бы, невероятно тяжелой ситуации, спасает, гладит по голове, дает тепло и свет, через людей, через последующие события жизни.
В конце нашей встречи мы обнялись, Елена сказала, что очень счастлива. «Смерть, где твое жало?»
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова