Однажды я увидела по телевизору программу про Оптину Пустынь. И так она меня впечатлила, что я захотела однажды там оказаться. Рассказала бабушке о передаче и своих мечтах. Она меня поддержала и вспомнила, что когда-то в их доме жила семья — папа, мама и дочь Лена. Когда девочка училась в старший классах, родители серьёзно поругались. Для ребёнка это стало настоящим потрясением. Леночка решила во что бы то ни стало помирить родителей.
Городок военный. Люди в нем жили атеистических взглядов. Их семья не была исключением. Но юная душа почувствовала, где искать опоры. Она стала ездить по святым местам, жить в разных обителях, трудиться. Через какое-то время родители помирились. А Лена нашла свой путь. Она приняла решение уйти в монастырь.
«Какой-то рядом с Оптиной» — закончила рассказ бабушка — «Не помню название».
— А как же теперь Леночку зовут? — поинтересовалась я.
— Мать Неонила, кажется.
Это было очень интересно, но Оптина далеко. И оставалась для меня мечтой. Когда я переехала в Москву исполнение мечты стало реальнее. Теперь я сама откладывала поездку. Думала — ещё успею. Теперь ведь совсем рядом живу. Возможно, я ещё долго бы собиралась с силами, но мне позвонила подруга и сообщила, что она сейчас в Оптиной Пустыни. «Приезжай» — говорит, — «я тебя со своим духовником познакомлю».
Её приглашение было таким простым, что мне захотелось тут же выехать. И хотя у меня были планы на ближайшие дни, я с лёгкостью их перенесла.
Приехала утром, к ранней Литургии. Оптина в рассветный час впечатлила меня своей красотой и умиротворением. До чего светлая обитель! Братский хор пел, как мне показалось, одухотворённо и значимо.
В толпе меня отыскала подруга, Катюша. Мы радостно обнялись и пошли на исповедь к ее духовному отцу. Потом Причастились. Уже собирались уходить, когда ко мне подошел Катин духовник и попросил отвезти его до соседнего монастыря. Вечером он служил там. Я, конечно, не отказала.
Приехали в Шамординскую обитель к началу всенощной. Батюшка сразу отправился в храм, а я решила прогуляться по территории.
Ходила и думала: а вдруг та Леночка, соседка моей бабушки, здесь подвизается...
К службе стали прибывать насельницы. Их много. Все одинаково одеты. А я и лица той Леночки не знаю. Как искать? Помолилась своими словами — «Господи, управь, если мне это полезно».
Стала подходить к монахиням, спрашивать, не знают ли они мать Неонилу. Таких в обители оказалось две, но ведь у каждой своё послушание. Они могут быть где угодно, например, в скиту...
Я уже решила, что воли Божьей на эту встречу нет, как вдруг ко мне обратилась молодая монахиня.
— Вы меня искали? — спрашивает.
— Да, Вы могли знать мою бабушку — ответила я. Рассказала ей, кто я и откуда. Мать Неонила улыбнулась, обняла меня. Мы вышли во двор и долго беседовали. Она спрашивала про мою семью, родных, общих знакомых, про наш городок.
Я стала для нее приветом из прошлой жизни, возврату к которой нет. Её родители давно отошли ко Господу. Она хотела бы посетить их могилки, обновить кресты и посадить цветы.
Тогда я предложила остановиться у меня. До кладбища — за 5 минут можно дойти. Она удивленно посмотрела.
— Правда, можно?
— Конечно.
— Тогда я попрошу благословения у настоятельницы поехать на родину.
Я оставила матушке Неониле свой номер телефона и вернулась на службу. Стояла и дивилась. Надо же, как Господь всё мудро устроил. Эта встреча была нужна той Леночке, что через скорбь о рассорившихся родителях пришла к Богу и посвятила себя служению Ему. Но её тянуло за душу неоконченное дело в мирской жизни — привести в порядок могилки родителей. Как это осуществить, когда все контакты потеряны, и обратиться за помощью не к кому? Господь привёл меня.
Матушка Неонила при первой же возможности приехала. Мы накопали в моем саду цветов, и она несколько дней занималась цветниками у родителей. Заказала новые кресты, покрасила оградку.
По вечерам мы разговаривали. Я рассказывала о своей такой суетной, полной страстей, жизни, а матушка Неонила делались своим духовным опытом, поддерживала меня. Дом был наполнен какой-то особенной тишиной в те дни и покоем.
Преподобный Ефрем Сирин в своём творении «О Рае» пишет: «но более нежели красота рая, восхитил сердце покой рая».
Прощаясь, мы не могли сдержать слёз. За время, что у меня гостила мать Неонила мы очень сроднились. И казалось, будто ангел покинул мой дом, когда она уехала. Но я благодарила Бога за эту дивную встречу, и дивилась этой цепочке событий. Надо же как управилось! Я мечтала побывать в обители, а мать Неонила — на родной стороне. Господь исполнил два прошения сразу, даровал радость, каждую укрепил на её пути.
Вся история — как бы чреда случайных совпадений. Но епископ Василий Родзянко сказал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются» . Поэтому нельзя оставлять молитвенный труд, и невозможное станет возможным.
Ведь Сам Спаситель нам пообещал: «То, что невозможно человеку, возможно Богу».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова