Для молитв, обращённых к Богородице, христиане во все времена находили различные поэтические образы. Один из них известен из греческой рукописи седьмого века «О покаянии Феофила». Герой этой повести совершил сделку с дьяволом, чтобы получить высокое положение в обществе, а потом горько пожалел об этом. Он со слезами просил прощения у Христа и Его Пречистой Матери. Взывая к Царице Небесной, Феофил именовал Её Взысканием погибших. Раскаявшийся грешник верил, что даже тех, кто переступил порог душевной гибели, Небесная Заступница в силах вернуть к жизни в Боге.
В семнадцатом столетии епископ Димитрий Ростовский перевёл повесть «О покаянии Феофила» на русский язык. Вскоре после этого образ Богородицы, как надежды на спасение безнадежных, нашёл своё отражение в русской иконописи.
К началу девятнадцатого века в России распространились образы Божией Матери, объединённые названием «Взыскание погибших». Они возникли независимо друг от друга и отличались по иконографии. Одна из этих икон была написана в 1802 году для московского храма Рождества Христова. Он находился в районе Палаши — в переулках неподалёку от Тверской улицы.
Образ «Взыскание погибших» стал одной из главных святынь Рождественской церкви. Особенность этого изображения в том, что Богородица представлена на нём с открытыми волосами — так иконописец подчеркнул девство Царицы Небесной. Богомладенец нежно обнимает Мать за шею и с любовью глядит на Неё.
Во время войны 1812 года солдаты Наполеона разорили Рождественский храм в Палашах. Когда французы отступили, москвичи нашли икону «Взыскание погибших» на полу, разрубленной на три части. После реставрации святыня, разделившая страдание города, стала ещё более почитаемой.
В 1937 году безбожники снесли церковь Рождества Христова. Икону Богородицы православные перенесли в храм Воскресения словущего на Успенском Вражке. И сегодня верующие приходят туда, чтобы помолиться Пречистой Деве об исцелении от греховных страстей. Вслед за раскаявшимся грешником из древнего патерика они обращаются к Небесной Заступнице: «Спаси души наши, ведь Ты — Взыскание погибших!»
Все выпуски программы Небесная Заступница
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.
1 мая. О том, чем заканчивается предательство Иуды
Сегодня 1 мая. Великая среда. Воспоминание о предательстве Иуды.
О том, чем заканчивается предательство, — священник Алексей Дудин.