В начале шестнадцатого столетия проповедники христианства дошли до крайнего Севера. Преподобные Трифон Печенгский и Феодорит Кольский донесли Евангельскую весть до народа саамов (или, как их называли на Руси, лопарей) — коренных жителей мурманских и карельских земель. Однако ни Трифон, ни Феодорит не являлись священниками: они не могли совершать крещения и служить Божественную литургию. Нужен был священник.
С этой просьбой и прибыло в тысяча пятьсот двадцать шестом году в Москву посольство кандалакшских лопарей. Великий князь Василий Иванович отозвался на их просьбу и велел святителю Макарию, архиепископу Новгородскому, послать на Север священника. Владыка отправил на великое миссионерское дело одного из своих ближайших помощников — иеромонаха Илию, настоятеля новгородского храма Рождества Христова.
Отец Илия крестил в Кандалакше множество лопарей и вместе с преподобным Феодоритом воздвиг храм Рождества Иоанна Предтечи. Так положили начало богослужебной жизни в этом суровом крае, который русские называли Дикой Лопью.
Иеромонах Илия затем вернулся в Новгород. Проповедь же святых Феодорита и Трифона успешно продолжалась. В тысяча пятьсот тридцать первом году лопари из других, более северных мест Кольского полуострова, «били челом великому князю», как сказано в летописи, просили прислать священника и поставить церкви. Государь и святитель Макарий одобрили это и притом дали богатые дары для устройства церквей. В тысяча пятьсот тридцать втором году иеромонах Илия вновь отправился на Север, на реках Ниве, Пазе, Поное, Коле и Печенге, у Нотозера крестил множество лопарей, освятил новые храмы. Особое значение имело освящение церкви во имя Святой Троицы у Печенги, с которой было положено начало Трифонова Печенгского монастыря. Отец Илия и постриг преподобного Трифона в монахи, а также дал ценные советы по организации жизни обители.
Вернувшись затем в Новгород, иеромонах Илия подробно рассказал святителю Макарию не только об успехах миссии среди лопарей, но и о печальной картине, увиденной в Карелии. Её жители, формально крещёные, пребывали в двоеверии, а то и вовсе в язычестве. Немногочисленные священники почти ничего не делали для изменения ситуации. «В тех местах, — писал святитель Макарий, — люди, являясь по званию христианами, обычаев держатся от древних прародителей, образы святых икон огню предают».
В тысяча пятьсот тридцать четвёртом и тридцать пятом годах по заданию новгородского владыки иеромонах Илия совершил два миссионерских путешествия по Карелии. Он крестил, проводил молебны, беседовал с шаманами и разрушал языческие капища, с согласия местных жителей. Путешествие отца Илии сопровождалось удивительными событиями. Происходили исцеления, в том числе слепых, изгнания бесов.
«И проповеди ради слова Божия, — как сказано в летописи, — Дух Святый помогал Илие священнику».
Вернувшись в Новгород, иеромонах Илия продолжал своё служение там. В церковной истории он оставил память не только как миссионер, но и автор духовной литературы: им написаны жития преподобного Михаила Клопского и мученика Георгия Нового.
Прошло ещё несколько столетий, прежде чем Православная Церковь прочно утвердилась на северных рубежах. Земли прежней Дикой Лопи сегодня входят в Мурманскую митрополию, жемчужинами которой являются Трифонов Печенгский монастырь, старинные храмы Колы и Кандалакши. И эта северная быль русского Православия немыслима без трудов скромного новгородского иеромонаха Илии, жившего в шестнадцатом столетии.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.