![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/12/literaturnyj-navigator_16h9.jpg)
Когда-то давно в одном из городов, в тёмном узком переулке, где обыкновенно поселяются люди совсем небогатые, жил мальчик по имени Тим Талер. У Тима не было ни мамы, ни папы — они умерли. Жил он с мачехой и сводным братом. Жил бедно, к тому же от мачеха недолюбливала паренька и едва ли не каждый день устраивала ему взбучку, порой совсем без причины. Поэтому Тим не любил бывать дома. После школы он гулял по городу и мечтал, что однажды станет очень богатым. Во время одной из таких прогулок мальчик забрёл на ипподром, где когда-то бывал вместе с отцом. Шли скачки, на ипподроме царила суета. В тот день Тим и познакомился со странным мрачным человеком в клетчатом костюме. Господин Трёч — так его звали — предложил мальчику необычную сделку. Тим сможет выигрывать любое пари— например, поставить на самую слабую лошадь, и она придёт к финишу первой. Взамен же господин Трёч просил у Тима... его смех. Звонкий, радостный, чистый. Смех, от которого всем, кто находился рядом, становилось светло на сердце. Наверняка многие узнали сюжет знаменитой сказочно-философской повести немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер или проданный смех».
Это произведение впервые увидело свет в 1962 году. Историю Тима Талера автор писал для детей. Однако, приветствуя в предисловии тех, кто взял книгу в руки, Джеймс Крюс обращается к ним «дорогие маленькие и большие читатели». То есть, с самого начала даёт понять, что повесть будет совсем нелишним прочесть и взрослым. Тем более, что повествование по-настоящему увлекательное. А кроме того — назидательное, впрочем — без всякого морализаторства. Через необыкновенные приключения Тима Талера автор говорит с читателями об очень серьёзных вещах. О том, что не всё в жизни измеряется деньгами. Что есть вещи, намного важнее материального богатства и успеха. Читатель будет искренне переживать за Тима, когда тот одним махом подпишет зловещий договор. Когда после череды крупных выигрышей на ипподроме мальчик полностью окажется во власти странного господина Трёча — кстати, стоит прочитать его имя наоборот, чтобы понять, с кем именно герою пришлось иметь дело. Несмотря на то, что предметом их сделки стал смех, и юным, и взрослым читателям становится понятно, что речь идёт в том числе и о душе Тима. Которую он вместе со способностью смеяться обменял на возможность выигрывать деньги. Но приобретая богатство мальчик понимал, что теряет что-то гораздо более стоящее...
Впрочем, потеря смеха не сделала Тима злодеем. В этом смысле очень показателен эпизод из 17-й главы, в которой Тим оказывается в замке господина Трёча, и тот учит мальчика общаться со слугами: не благодарить их, быть невежливым, никогда не говорить добрых слов. Тим, слушая эти наставления, мечтал про себя, что однажды, как только он вернёт свой смех, обязательно сердечно поблагодарит всех горничных и слуг. Вот только удастся ли Тиму Талеру вновь обрести проданный смех? Об этом мы узнаем, прочитав замечательную, ставшую классикой, книгу писателя Джеймса Крюса. В коротком предисловии автор предупреждает: пробираясь её путями сквозь темноту, читатель будет, сколько бы ни кружил, всё ближе и ближе подходить к свету. И в конце концов поймёт старую как мир, простую истину: настоящее богатство — это не деньги. А душевный мир, человечность и любовь.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.06.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2020/10/Pavel.jpg)
Рим., 80 зач., I, 18-27.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих эмоциях, мы можем оценивать их как положительные и отрицательные. К первым стремимся, а вторых стараемся избегать. Когда библейские авторы говорят о Боге, они иногда приписывают Ему человеческие эмоции, причём не только положительные, но и отрицательные. Например, могут говорить о том, что Бог гневается. Но как это может быть? Разве может любовь гневаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с утверждения апостола Павла, который говорит о гневе Божием, открывающемся с неба. Сразу же важно заметить, что гнев открывается не на самих людей, но на их нечестие и всякую неправду. Но даже если это так, вопрос о том, как может Бог гневаться, остаётся в силе.
Чтобы на него ответить, надо, во-первых, помнить, что Библия говорит с человеком на человеческом языке. Бог Библии, открывшийся в своё время Аврааму, Исааку и Иакову, — живой и личностный, премудрый и волящий... Говоря все эти слова, мы должны понимать, что все они только отдалённо описывают Бога, но никак не объясняют Его природу. В этом смысле Он нашему миру совершенно иноприроден и в своём существе непознаваем. В свою очередь, это значит, что гнев — это человеческая эмоция, которой мы пытаемся нечто описать. Но что же? В чём суть гнева? Она в том, что, гневаясь, мы противимся всему, что неправильно и несправедливо. В случае с нами к гневу у нас обычно примешивается злоба и жестокость. Но самая главная проблема с нашим гневом состоит в том, что мы далеко не всегда можем точно сказать, что такое правда и какой поступок будет правильным в том или ином случае. В отличие от нас, Бог — Творец этого мира и Он прекрасно знает, что в нём правильно и созидательно, а что разрушительно. Гневаясь, как мы видим, Он гневается как раз на зло и нечестие. Однако, вся проблема в том, что в сотворённом им мире быть злыми и нечестивыми могут только разумные и свободные существа, к которым мы — люди — как раз и принадлежим. Живая и неживая природа развивается в мире бессознательно и не свободно, а потому никакие животные и растения за своё состояние ответственности не несут. Люди же вполне способны выбирать и поступать в соответствии со своим выбором. Более того, не только поступать, но и вносить дисгармонию и противоречие, как в собственную жизнь, так и в жизнь мира. Эти поступки в сегодняшнем чтении апостол связывает с суетой, с омрачением сердец тех людей, которые отказались почитать истинного Бога и вместо Него стали почитать творения собственных рук. Но удивительно, как апостол описывает Божий гнев: потому Бог предал их собственным их страстям, то есть оставил людей, чтобы их собственное заблуждение было для них возмездием.
Итак, Бог не гневается на нас так, как гневаются люди, Он любит нас, но не пребывает с нами насильно, ожидая нашего свободного обращения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Неутомимая пенсионерка
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/hand-silhouette-light-sun-sunrise-sunset-335-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Я расскажу вам вдохновляющую историю энергичной пенсионерки, о которой узнала из СМИ.
В июле 2023-го Наталья Землякова отпраздновала 70-летний юбилей. Она врач, большую часть жизни работала по профессии; продолжает трудиться и на заслуженном отдыхе — волонтёром.
Наталья убеждена, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим. «Эти навыки важны не меньше, чем таблица умножения», — говорит она. Потому и решила доктор Землякова бескорыстно преподавать взрослым и подросткам правила доврачебной помощи. Эта идея появилась у неё во время пандемии, в 2019 году. Тогда пенсионерка, по её словам, стала блогером: записывала обучающие видео для волонтёров, проводила трансляции на темы здорового образа жизни.
Сегодня Наталья Григорьевна ведёт несколько очных групп — обучает более ста человек разных возрастов и профессий! В планах — организовать занятия по начальной медицинской подготовке ещё и для малышей в детском саду.
Наша героиня родилась в солнечной Молдавии, в городе Тирасполе, а живёт в Сибири — в Новом Уренгое. Наталью Григорьевну вдохновляют история и туризм, но больше всего ей нравится общаться с людьми и делиться своими знаниями. В качестве координатора Новоуренгойского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» она посещает корпоративные форумы по всей стране. «На этих мероприятиях мне интересно всё, — признаётся Наталья. — Возвращаюсь в свой город с головой, полной идей!»
Наталья Григорьевна и сама хочет быть полезной людям, и других старается сделать нужными! «Считаю, что самое главное в жизни — дарить добро», — говорит она.
По-моему, с этой энергичной женщиной невозможно не согласиться!
Все выпуски программы Живут такие люди