Известный острослов Бернард Шоу как-то заметил, что радио — удивительное изобретение. Один поворот ручки — и наступает тишина. Но радио создавалось, конечно, не для этого — а для того, чтобы мы могли слышать голоса — голоса людей, находящихся от нас на огромных расстояниях. Сейчас, в эпоху интернета нам сложно представить себе, насколько удивительным было это изобретение — первый раз в и истории жители отдаленной деревни могли услышать голоса из столицы практически мгновенно. Новости, комментарии, театральные постановки, речи, проповеди, музыка — поначалу в ужасном, потом во все более высоком качестве, стали проникать в каждый дом. Человечество начало превращаться в «Глобальную Деревню», где люди в Москве в курсе происходящего в Пакистане.
У радио — и последующих электронных средств связи — есть духовное измерение. Они устраняют расстояния, которые изолировали нас друг от друга, и снимают те ограничения, которые на нас налагает пространство. Мысли, идеи, представления о мире, начинают распространяться с быстротой радиоволн, то есть со скоростью света.
Это становилось и источником пагубного соблазна, и источником спасения. Радио разносило речи чудовищных тиранов и пострекательства озлобленных агитаторов. Но для многих людей радио было единственным источником сведений о Христе и спасении — когда у микрофонов оказывались священники. Радио давало возможность услышать великие симфонии — и пошлые песенки. Великие истины — и нелепые слухи.
Радио поставило нас перед необходимостью выбирать в этом множестве голосов, кого мы будем слушать. Какие голоса допускать до наших ушей, а какие-нет.
В ручке настройки есть что-то напоминающее о заповеди не всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они. Очень разные духи могут добираться до нас через динамики или наушники — если мы им позволим. Голоса, донесенные до нас радиосигналом, могут подарить нам мир и мудрость, открыть нам что-то важное, без чего мы остались бы обделенными. Они, напротив, могут быть тем морем взволнованным, которого воды выбрасывают их и грязь.
И выбор волны, на которой мы будем находиться — это проявление нашей свободной воли, наших предпочтений в духовном мире.
Но такой выбор, конечно, мы делаем не только когда слушаем радио — но и когда выбираем книги, когда заходим в интернет, когда начинаем смотреть тот или иной фильм, когда принимаем — или отвергаем — те или иные помыслы. Ручка настройки только напоминает нам о том, что мы всегда выбираем слушать те или иные голоса — и этот выбор очень важен для нашей души.
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал