Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Апостолы

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует священник Антоний Борисов.

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых», — эти слова принадлежат апостолу Павлу. Павел, еврей по национальности, много проповедовал среди язычников, говоря им только о Христе и не навязывая ветхозаветной религии. За что (в каком-то смысле) и поплатился. Об этом повествует читаемый сегодня утром во время богослужения отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем.

Глава 21.

Итак. Апостола Павла обвиняют в Иерусалиме в предательстве веры. Великого святого толпа разъярённых иудеев сначала хватает, а затем начинает избивать. В чём состояла причина подобной расправы? Враги апостола набрасываются на него, поверив в ложный слух, что Павел якобы совершил богохульство и привёл на территорию Иерусалимского храма — в священное место — язычника. Для достоверности называлось даже имя этого язычника — Трофим из Эфеса.

Такой человек действительно существовал. Это святой Трофим, принадлежащий к числу так называемых 70 апостолов. Он когда-то был язычником, а потом стал христианином. И, конечно же, на территории Иерусалимского храма он не бывал. Поскольку и Трофим, и Павел с уважением относились к ветхозаветной традиции. И не желали оскорблять религиозных чувств иудеев. Трофим был христианином, но не был обрезан. Потому в Иерусалимский храм ему вход был воспрещён. И он, повторюсь, не собирался данный запрет нарушать. Таким образом, повод для избиения Павла представляется надуманным.

Но почему же в ложные слухи поверили? Потому что святой Павел руководствовался поручением апостольского собора и, проповедуя язычникам, не принуждал их исполнять ветхозаветных обрядов. Христиане из язычников должны были воздерживаться только от пищи, посвящённой идолам, питья животной крови и так называемой удавленины. Иными словами — мяса животного, убитого через удушение. В большинстве случаев не ради извращённого кулинарного искусства, а ради магических практик. Считалось, что с кровью животного язычник якобы может получить силы и способности этого животного.

Но вернёмся к апостолу Павлу. Нарушал ли он сам иудейские обряды и правила? Скорее всего, нет. Ведь иначе бы странным выглядел укор Павла в сторону апостола Петра, который то ел некошерное, то не ел — в зависимости от окружения, в котором он находился. Павел называл подобное поведение лукавством. Тем не менее, апостол много общался с язычниками. А потому с точки зрения иерусалимских законников выглядел осквернённым. Павлу даже пришлось пройти обряд очищения, но он, как мы уже знаем, святому не помог. Апостол стал для столичных соплеменников врагом и предателем.

Что значит для нас пример святого Павла? На самом деле, многое. Прежде всего, мы видим, как не в теории, а на практике выглядит мудрая проповедь евангельского учения Христа. Как можно, соблюдая дорогие для себя религиозные принципы, не навязывать лишнее и чуждое, другим. Как можно отличать главное от второстепенного. И в отношении главного быть крепким и стойким, а во второстепенном проявлять не равнодушие или дурной либерализм, а милосердие и понимание. Будем же просить у Бога мудрости, которой он наделил апостола Павла, чтобы проповедуя Христа разным людям, не терять себя.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем