— Взгляните, Маргарита Константиновна, какая интересная картина! Сколько раз я была здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, и не обращала на неё внимания.
— Ты говоришь про «Утро» Бориса Кустодиева, Наташа?
— Да. Это целый живописный рассказ! Изображён угол комнаты. Стены оклеены обоями в крупный цветок. На каминной полке — пышный букет белых роз. Слева виднеется выход на балкон, справа окно, закрытое зелёной шторой. А на переднем плане молодая женщина купает в небольшой ванночке малыша. Столько нежности в этой работе, столько изящества! Вот только не верится, что автор — Борис Кустодиев, манера письма как будто совсем не его.
— Да, полотно по стилю далеко от пёстрых ярмарочных пейзажей, свойственных художнику. Но, тем не менее, это тоже Кустодиев. В начале тысяча девятисотых годов он с увлечением разрабатывал особый жанр портрета, в котором детали интерьера помогают раскрыть характер модели. И картина «Утро», написанная в 1904 году — образец творческого эксперимента.
— Очень удачный! Художник показал, как героиня полотна умеет создать уют. И даже о малыше поведал немало. Смотрите, какая у него роскошная ванночка — то ли керамическая, то ли каменная. Она похожа на морскую раковину, и это сходство как будто подсказывает нам, что ребенок для мамы — драгоценная жемчужина.
— И для мамы, и для папы — то есть, для самого Бориса Кустодиева. На картине «Утро» он изобразил жену Юлию Евстафьевну и сына Кирилла. Здесь мальчику около полугода.
— Видно, насколько художник любит родных!
— Да, он сумел передать свои чувства! Солнечные блики озаряют воду в ванночке, нежную кожу младенца, ослепительно белую блузку мамы. С помощью игры света автор картины делится с нами радостью.
— Кустодиевы были счастливы тогда!
— Очень! Пожалуй, это самое безоблачное время в их жизни. Пройдёт всего несколько лет, и для Бориса Михайловича наступит пора испытаний. Тяжёлая болезнь, безуспешные попытки лечения, непрестанные боли. Юлия Евстафьевна в полной мере разделит с мужем нелёгкий крест, путь страданий. Но здесь, на картине, она ещё не предполагает грядущих трудностей.
— Пребывает в безмятежности.
— Все обстоятельства к этому располагали. В январе 1903 года супруги повенчались. В октябре Юлия родила первенца, а Борис окончил Высшее училище при Императорской академии художеств. Он получил золотую медаль и право бесплатно стажироваться за границей в течение года. В творческое путешествие молодая семья отправилась в полном составе, вместе с сыном.
— А где именно они побывали?
— В Германии, Италии, Испании, Франции. Картина «Утро» была написана в Париже, Кустодиевы снимали там квартиру.
— Получается, что это полотно — как фотография на память о счастливом путешествии.
— Интересная мысль. Вот только что по возращении в Россию картина не осталась в домашней коллекции. Её приобрёл Русский музей — тот самый, в котором мы с тобой сейчас находимся. В начале двадцатого века он носил имя императора Александра Третьего.
— Иллюстрация к фрагменту семейной жизни Кустодиевых стала народным достоянием!
— Картина «Утро» заслуживает такого статуса — и по своим художественным достоинствам, и по глубокому внутреннему содержанию. Это не просто памятная зарисовка о безмятежных днях. Это слепок той подлинной любви, которая даёт силы перенести любые невзгоды.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».