Вознесение Господне — один из двенадцати самых важных православных праздников. В этот день мы вспоминаем как Сын Божий на сороковой день после Своего Воскресения вознёсся на небо.
Об этом событии рассказывают евангелисты Марк и Лука. Первый — буквально в одном предложении. А вот Лука приводит больше подробностей. Почему же именно Лука особо обращает внимание на это чудо?
О Луке говорят — «призван из язычников». Это значит, что апостол не был иудеем. По преданию, он происходил из зажиточной семьи сирийских греков, получил хорошее образование, был врачом. Лука сблизился с апостолом Павлом, вместе они много странствовали, проповедуя благую весть о Спасителе. В конце пятидесятых годов Лука приступил к написанию Евангелия, вслед за ним была создана книга «Деяния святых апостолов».
Учёные-библеисты обратили внимание, что труды Луки имеют особенности. Он подробно разъясняет некоторые иудейские традиции, в качестве временных координат указывает на правление римских императоров, уточняет расположение мест, где происходят евангельские события. Это позволяет сделать вывод, что Лука писал Евангелие не для иудеев. Он создавал его для греков, римлян, то есть язычников.
Выходя к ним на проповедь, Лука знал, что античному миру была знакома идея спасения. Зевса — громовержца называли Сотером, то есть Освободителем, Спасителем, Исцелителем. Но олимпийских богов не волновали судьбы простых людей. Были мифы о том, что ради своих прихотей олимпийцы сходили с небес, иногда кого-то из героев за доблесть и бесстрашие забирали в небесный чертог. Во всех легендах говорилось, что смертные были пешками в борьбе языческих богов за свои интересы.
А Лука рассказывал о Сыне Божием, который воплотился на земле ради людей. Евангелист рассказывает о Его помощи страждущим: исцелениях, воскрешении дочери Иаира, сына Наинской вдовы.
Евангелист описывает момент Вознесения Спасителя:
«Подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».
Этот благословляющий жест всё длится и длится, руки Господа всё ещё распростёрты над головами учеников и всех христиан.
Действительно, так и есть: Христос незримо присутствует на земле в Своей Церкви. С Ним и в Нём верующие соединяются во время таинства евхаристии или причастия. Он всё так же благословляет тех, кто любит и надеется на Него.
Лука подчёркивает: Господь претерпел страдания и смерть за человека, Он воскрес и вознёсся, но не покинул землю, это не конец миссии Сына Божия. Остались ученики Христовы, которые получили дары Святого Духа и именем Господним могли творить чудеса. Благодаря служению апостолов теперь для каждого человека открыта возможность стяжать Святой Дух и тем самым спастись для жизни вечной. Но кроме того, все мы получили завет от Спасителя — самим изменять мир, помогать страдающим, утешать и исцелять силой своей любви.
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.