— Андрей, напомни мне, пожалуйста, когда выйдем из музея, чтобы я позвонил своей крёстной. У неё сегодня именины. Хотел прямо с утра набрать, но вспомнил, что между Новокузнецком, где мы с тобой сейчас, и Москвой разница во времени — 4 часа. Получалось рановато.
— Договорились, Виктор! Напомню обязательно. И от меня тоже её, пожалуйста, поздравь. Крёстная у тебя замечательная!
— Это правда. Ведь какая история была: мне двенадцать лет исполнилось, когда мама меня окрестить решила. А времена-то советские — атеистические и богоборческие. Крёстного найти не удалось — никто из знакомых мужчин не согласился. Опасались: а вдруг на работе узнают? Выговор гарантирован. И вот, приходим мы с мамой в храм, а там женщина за свечным ящиком. Мы ей всё рассказали. Она и говорит: ну что ж, раз крёстного отца у парня нет, стану я ему крёстной матерью. Батюшка разрешил. И появилась у меня крёстная. Была чужая и незнакомая — а стала родная и близкая. Уж сколько лет она мне как самая настоящая мать. Всегда выслушает, даст совет. Молится обо мне.
— Так и должно быть! А знаешь, Виктор, где-то здесь, в Новокузнецком художественном музее, есть картина как раз на эту тему! Давай поищем.
— Конечно, давай. Очень интересно! А что за картина, и кто её автор?
— Это полотно художника Алексея Степановича Степанова, написано приблизительно в период с 1904-го по 1916-й год. А называется — «Беседа крёстной матери». Вот и оно.
— Какая уютная сцена! Солнечный весенний денёк. Крестьянки собрались вместе. Уселись прямо на земле. О чём-то мирно разговаривают. Улыбаются. Отдыхают, наверное. Таким душевным теплом веет от полотна!
— Ты тоже это заметил! Критики писали, что Степанова можно отличить от всякого другого художника по свойственной ему мягкости, теплоте и задушевным интонациям в сюжетах картин. А коллега и друг живописца, художник Михаил Нестеров вспоминал, что Алексей Степанович любил родной русский пейзаж, крестьянский люд и быт.
— Я это понял с первого взгляда на картину. Каждая деталь здесь выписана с большой любовью. Разноцветные платки крестьянок. Выражение их лиц — одни улыбаются, другие заботливо склонились над детьми. Кстати, мне кажется, что центральная фигура полотна — это пожилая женщина в головном уборе с красной лентой. Все взгляды устремлены на неё.
— Полагаю, она и есть крёстная мать. А дети на руках у окруживших старушку женщин — её крестники. И скорее всего, не только дети. Но и их матери. Ведь они значительно моложе главной героини. Мне кажется, художник показывает нам старую, мудрую женщину, которая стала крёстной для нескольких поколений своих односельчанок.
— И не просто крёстной, а самой настоящей духовной матерью. Видно, что женщины слушают её с почтением и вниманием. Что они любят крёстную. А она для каждой своей крестницы обязательно найдёт слова поддержки и утешения.
— Увы, сам художник в детстве был лишён материнской заботы. Его мама скончалась, когда будущему живописцу было всего несколько месяцев. Воспитывался он в сиротском приюте.
— Может быть, в картине «Беседы крёстной матери» живописец выразил свою тоску по материнскому теплу. Хотя, вообще-то тоски в картине вовсе и нет. Она позитивная, добрая, светлая.
— Кстати, удивительный свет в произведениях Степанова отмечал писатель Антон Павлович Чехов. Он даже попросил художника проиллюстрировать первое издание своего знаменитого рассказа «Каштанка». Чехов говорил, что Степанову удалось уловить не только внешние, но и гораздо более глубокие нюансы в изображении главной героини рассказа — собаки-дворняжки. Алексей Степанович вообще одно время был известен как художник-анималист, рисующий сцены из охотничьей жизни. В конце 1890-х годов в его творчестве наметился перевес в сторону жанровых зарисовок из крестьянского быта и деревенской жизни. Как раз в этот период и родилось полотно «Беседа крёстной матери». Интересно, что оно было весьма популярно в советское время. Только тогда настоящее название картины не печатали. Заменяли его другим — «Беседа крестьянских матерей».
— Да, приметы времени... И всё же сейчас совершенно ясен и художественный, и духовный посыл этой замечательной работы. Картина «Беседа крёстной матери» — рассказ о душевной теплоте, которую человек дарит своим ближним. Спасибо, Андрей, что показал мне это чудесное полотно. Теперь я точно не забуду позвонить крёстной.
Картину Алексея Степанова «Беседа крёстной матери» можно увидеть в Новокузнецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.