Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, вы не устали с дороги? Всё-таки путь до Ростова-на Дону из Москвы неблизкий. А мы с вами, можно сказать, с корабля на бал — то есть, с поезда сразу в Ростовский музей изобразительных искусств.
— Что вы, Андрей Борисович, я прекрасно себя чувствую! К тому же, мы ведь в Ростове только проездом. Так что ваша идея провести время до следующего поезда в музее — просто замечательная. Тем более, что здесь есть полотно, которое я очень хочу увидеть — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Рожь».
— Маргарита Константиновна, поправьте меня, пожалуйста, если я что-то путаю, но, кажется, саврасовская «Рожь» экспонируется в Третьяковке?
— Вы не ошиблись, Андрей Борисович! В Третьяковской галерее, действительно, есть такая картина Саврасова.
— Тогда, вероятно, в Ростовском музее изобразительных искусств, находится один из этюдов к ней?
— Представьте себе — нет! Это самостоятельное произведение. Во многом оно с «Рожью» из Третьяковской галереи, конечно, перекликается, и написано в тот же период. Но и с художественной, и с эмоциональной точки зрения, это две совершенно разные картины. А вот, кстати, и полотно — взгляните на него, и сразу всё поймёте.
— Да-да, теперь я вижу! Вы правы, Маргарита Константиновна. Совсем другие краски, и настроение у картины иное. Хотя в общих чертах пейзаж очень похож.
— Если вы вспомните, на полотне из Третьяковской галереи изображено ржаное поле перед самым началом грозы. Там тучи ещё только сгущаются над просторами. А здесь, посмотрите — буря уже миновала. Колосья умыты дождём, небо очищается. Природа всё ещё встревожена стихией, но в ней уже угадывается успокоение.
— Верно! Саврасову удалось ухватить и выразительно подчеркнуть тонкую грань перехода от ненастья к покою. Тёмные облака отступают, сквозь них уже виднеется тихий закат. И какое удивительное, необычное сочетание красок и оттенков: тревожных — бронзовых, лиловых — с умиротворяющими —розовыми и лазурными. Так глубоко увидеть и выразить природу мог только большой мастер.
— Алексей Кондратьевич Саврасов говорил: «В России природа поёт». Он умел слышать эту песнь родных просторов. Художник смотрел на окружающий мир как на величайшее произведение искусства — Божье творение. И эта Божественная, духовная наполненность всего сущего очень хорошо видна на его пейзажах.
— Но ведь творческие люди часто вкладывают в свои произведения и глубоко личные чувства. Картина Саврасова «Рожь» настолько эмоциональна, что я рискну предположить: художник отразил в ней какие-то собственные душевные переживания.
— Вы правы, Андрей Борисович! Полотно «Рожь» Алексей Саврасов написал в 1881-м году, в последний период своего творчества. Он был очень непростым — в это время живописец остался практически в полном одиночестве, испытывал материальные трудности. Был болен и стремительно терял зрение. Но несмотря на это, продолжал писать и создавал настоящие шедевры — такие, например, как картина «Рожь», которая перед нами...
— ...и на которой сквозь самые чёрные тучи всё равно пробивается свет.
— Частичку этого света мы с вами сегодня увезём с собой!
Картину Алексея Саврасова «Рожь» можно увидеть в Ростовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Иркутск. Святитель Софроний (Кристалевский)
В 1754-м году Иркутскую епархию возглавил епископ Софроний (Кристалевский). На тот момент архипастырю исполнилось пятьдесят лет, за его плечами был немалый путь. Владыка родился в Полтавской губернии, там же принял монашеский постриг. В Киеве окончил духовную академию и стал священником. Потом подвизался в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Получив назначение в Иркутск, епископ ясно осознавал, что новое место служения потребует от него предельной самоотдачи. Сибирская епархия семь лет оставалась без руководства, и духовная жизнь в ней пришла в упадок. Коренные народы, вкусившие христианского просвещения, вновь стали возвращаться к язычеству. Миссионеров в Иркутске почти не осталось. Прежде чем отправиться в путь, владыка Софроний собрал надёжных помощников. По приезду он организовал школу, в которой готовили будущих пастырей, и сам преподавал в ней. Епископ заботился об устройстве быта коренных жителей, разрешал им селиться на церковных землях, помогал материально. За семнадцать лет служения Софрония (Кристалевского) количество верующих в Сибири выросло в три раза. В 1918-м году на Поместном соборе Церковь прославила Иркутского подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM