Великий пост - особое время для Церкви, пора воздержания и сосредоточения. Это отражается и на самом характере богослужения. Так, на неделях поста не служится обычная литургия. Вместо неё совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Её часто называют сердцевиной или центром великопостных богослужений.
Дело в том, что литургия по сути своей - радостное событие. В переводе с греческого это слово означает "общее дело". Главная цель литургии - совершение таинства Евхаристии - то есть преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Верующие причащаются этих Святых Даров. Евхаристия соединяет миллионы православных в единое тело во Христе - в единую Церковь. "Евхаристия" в переводе с греческого означает "благодарение". Мы благодарим Господа за сотворение человека, попечение о нём и за то, что Сын Божий стал Спасителем мира. Литургия символически объединяет и Тайную Вечерю, и Воскресение Христово, и приближение Царствия Небесного. Это день общего торжества, духовного ликования.
Великий пост накладывает ограничения не только на внешнюю, обыденную жизнь человека. Литургия полного чина отныне совершается только по субботам и воскресеньям. Эти дни как бы выносятся за рамки Святой Четыредесятницы. А по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие также причащаются, но Дарами, которые были освящены ранее.
В наши дни верующие стремятся хотя бы раз за Великий пост побывать на этой службе. Она красива сдержанной строгой красотой, ведь главная мысль этого богослужения - тоска по причащению, скорбь от разлуки, предвкушение встречи. Есть и особый, торжественный и трогательный момент: на службе несколько раз звонит колокольчик. Он предупреждает верующих о том, что в этот момент богослужения надо опуститься на колени.
Но зачем Литургия Преждеосвященных Даров, если большинство прихожан и так бывает в храме в воскресенье? Смысл такой литургии станет понятнее, если рассмотреть историю её появления. Дело в том, что в первые века христиане посещали богослужение несколько дней в неделю и всякий раз причащались. В Великий пост перерыв между причастием составлял бы неделю. Для первых христиан это было недопустимо долго. Ведь причастие — это не только награда и цель, но и источник сил, средство для совершения духовного подвига. Тогда в завершении дня стали служить Литургию Преждеосвященных Даров. Христиане целый день держали пост и ожидали Причастия как главного события, которым заканчивался день. Сейчас в некоторых храмах стремятся возобновить эту традицию.
Священник Александр Шмеман так писал о Литургии Преждеосвященных Даров: "Теперь за стенами храма темно, и ночь... Но теперь её озаряет свет, который мы видели. Царство... было дано нам "втайне"; мы знаем, что радость и мир Царства сопровождают нас, готовящихся продолжать "течение Поста".
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях (от 27.01.2025).
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке» (от 28.01.2025).
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот» (от 29.01.2025).
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение