Великий пост - очень необычное время. Это касается не только ограничений питания или развлечений. В дни Святой Четыредесятницы сконцентрированы особенные события жизни Церкви и богослужения. Такие как молитва преподобного Ефрема Сирина, канон святителя Андрея Критского и "Мариино стояние", Литургия Преждеосвященных Даров. Великим постом в храмах также совершается таинство - Соборование или Елеосвящение.
Строго говоря, соборование бывает не только в Великий пост. Это таинство совершается во исцеление тяжело болеющего человека, поэтому в случае необходимости может проводиться в любое время и в любом месте - не только в храме. Но существует благочестивая традиция собороваться в дни Святой Четыредесятницы, вне зависимости от душевного или телесного здоровья.
Это таинство возникло ещё в апостольские времена. Из Евангелия мы знаем, что Сын Божий, а потом и Его ученики исцеляли больных. Первоначально исцеление совершалось через возложение рук. Постепенно на смену этому символическому жесту пришло помазание освящённым елеем, так по-гречески называют масло. Кроме того "элеос" означает "милость".
Как правило, таинство совершают несколько священников, то есть собор, отсюда и название - соборование. На службе читаются семь отрывков из Евангелия и Деяний святых апостолов. В них говорится о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого чтения священник обходит участников таинства и помазует их елеем. Тем самым призывается благодать Божия, которая исцеляет и телесные, и душевные немощи, такие как отчаяние, уныние.
Апостол Иаков так пишет о соборовании: "И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему". То есть, целебную силу имеет не масло само по себе, а молитва.
Кроме того, в таинстве соборования верующие получают отпущение грехов. Принято считать, что прощаются грехи, в которых человек раскаялся, но забыл назвать перед священником, либо неосознанные грехи, в которых мы бы покаялись, но не заметили их в силу душевной немощности. Однако соборование не заменяет исповеди или причастия. Опытные духовники советуют в ближайшие выходные до или после соборования исповедаться и причаститься.
К сожалению, с соборованием связано много домыслов. Так, например, это таинство вовсе не гарантирует исцеления, оно зависит от воли Божией. Исцеление - это свободный дар Господа, а не обязательный итог выполнения каких-то магических ритуалов.
Или же наоборот - люди отказываются собороваться, считают, что могут так накликать беду. Это суеверие не соответствует православному духу. Церковь учит, что сроки земной жизни зависят лишь от Отца Небесного. Порою Господь продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться - исповедоваться, причаститься и собороваться.
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение