Ложка сгущёнки прямо из банки. Глоток компота. Горячий ломоть хлеба из ещё не разобранных сумок. Наверное, не так много в нашем мире людей, которых не манила в детстве эта тайная радость – покусочничать. Но, если в детстве от лишнего бутерброда с маслом наступал момент удовлетворения, побуждающего к новым победам, то взрослое кусочничество – это уже совсем другая история.
Мысль о привычке покусочничать зародилась во мне после прочтения интересной статьи о полной версии русских пословиц и поговорок.Предлагаю вам тоже впечатлиться: вот несколько примеров.
«Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба»;
«В здоровом теле здоровый дух. Редкая удача»;
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.»
Достаточно, я думаю. Всего таких пословиц-поговорок в той статье было множество. Однако и по этим трём понятно, что мы совершенно не догадываемся о первоначальном смысле этих шуток-прибауток, когда используем их в своей речи. Вот и получается кусочничество: часть от целого на языке, а на деле – бессмыслица.
Но, если вопрос пословиц и поговорок всё-таки спорный: мол, ну и ладно, будем первой половиной пользоваться –привыкли, то в других случаях, кусочничая, мы, порой, рискуем наделать множество досадных ошибок и даже показаться невежественными.
Разберём пример всем известного изречения:«Жена да убоится мужа своего». Кто из представителей сильной половины человечества хотя бы раз в жизни не повторил эти слова Апостола Павла? Но кто при этом вспомнил, как в первой части этого же послания Апостол обращается к мужьям: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». Получается кусочничество? Самое, что ни на есть.
Ещё пример. Не такой известный, как первый, но всё-таки. Его мы любим повторять, когда нас хвалят за сообразительность. Мы томно закатываем глаза и говорим: «Много замыслов в сердце человека…». Но, мало у кого всплывёт в памяти продолжение этой Притчи: «Много замыслов в сердце человека,но состоится только определённое Господом».
Психологами уже давно разгадана суть привычки питаться кусками. Оказывается, каждая последующая ложка одного и того же блюда приносит нам всё меньше удовольствия. От этого, кстати, мы тратим кучу денег в ресторанах, заказывая три крохотных, но разных по составу, блюда. Кусочничаем. А вот желание вырывать куски из контекста – основывается совсем на другом.
Здесь дело в привычности. «Крылатая фраза»,«пословица-поговорка». Употребляя эти сочетания слов, мы делаем это интуитивно: не задумываясь о семантике, о происхождении. А ведь каждый подобный оборот языка изначально имел какую-то особую цель, оттого и называли его «народной мудростью».
«Русский язык богат, гибок и живописен»– говорил Белинский. А что там дальше у него было? Я посмотрела в интернет-шпаргалке. Виссарион Григорьевич продолжил свою мысль так: «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти глаголов одного и того же корня, но разных видов…». Так, если оно на самом деле так (а сомневаться в правдивости слов классика не приходится), зачем тогда кусочничать?
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер