
«Алпамыс идёт в школу», студия «Казахфильм», режиссёр Абдулла Карсакбаев
— Много в мире нашем удивительного, сынок. Где-то дождь зимой идёт. Где-то девушка ищет свою любовь. А кто-то летит к звёздам. Учись, и обо всём узнаешь.
— Меня в школу не записали!
— Ну, ну, не плачь. Разве батыры плачут? Тебя запишут в школу. Обязательно.
Алпамыс, шестилетний мальчик из горного казахского аула, пришёл к своему старшему другу, мудрому дедушке Мынар-ате, чтобы поделиться огорчением. Многие знакомые ему ребята пошли в школу. Даже лучший друг Алпамыса, Калихан — и тот сел за парту, хотя вовсе не желал идти в первый класс. И только Алпамыс остался дома. Взрослые ему сказали: не дорос ещё, через год пойдёшь. Но он не хочет ждать целый год! Мальчик тонко чувствует мир, и стремится узнать обо всём, что его в этом мире окружает. Заветная мечта Алпамыса — как можно скорее стать учеником. Умный, любознательный паренёк — главный герой киноленты «Алпамыс идёт в школу». В 1976-м году на студии «Казахфильм» её снял режиссёр Абдулла Карсакбаев, по сценарию писательницы и драматурга Розы Хуснутдиновой, сценариста «Ералаша». Картина отчасти получилась в духе знаменитого детского юмористического тележурнала. Добрая, светлая, наполненная ребячьим смехом и радостью. В киноархивах «Казахфильма» сохранились протоколы заседаний художественного совета, которые проходили во время работы над картиной. В них принимал участие режиссёр Андрей Кончаловский — он взял тогда неформальное шефство над съёмками фильма. Кончаловский отмечал, что в ленте «Алпамыс идёт в школу» замечательно раскрывается сложный, многогранный и поэтичный внутренний мир ребёнка.
Мир Алпамыса — это родной аул и его дом. Мама и папа — уже немолодые, поэтому, как сами признаются, мальчик для них — долгожданное дитя. Атмосфера сплочённой, любящей семьи царит не только в жилище главного героя, но и во всей деревне. Маленький Алпамыс дружит с её жителями. С молодой портнихой Варей, которая ждёт письма от жениха и переживает, что оно долго не приходит. Мальчик старается разговорами отвлечь девушку от грустных мыслей. Со стариком Мынар-атой — к нему за советом Алпамыс приходит со своими бедами. С соседским мальчуганом, первоклассником Калиханом — хоть у того и вздорный характер.
Алпамыс каждый день просит Калихана рассказать, что происходит в школе. И когда понимает, что подробностей от товарища не добиться, решает узнать сам. Он забирается на яблоню, которая растёт у окна класса Калихана, и слушает уроки. Алпамыс усваивает всё, о чём рассказывает ребятам учитель. Наблюдая за жизнью класса со стороны, мальчик учится читать, умножать, решать задачки. И готов идти в школу хоть завтра! Это его заветная мечта. Но нужно, чтобы учитель, Батыржан Батырханович, узнал о способностях Алпамыса. Вот только как это сделать?
Молодой педагог — персонаж фильма, который заслуживает отдельного представления. Он недавно приехал в аул. Он горит работой и искренне любит своих учеников. Однажды Калихан, желая позлить учителя, принёс для школьного живого уголка... змею. Но Батыржан Батырханович совсем не разозлился, а, наоборот, похвалил мальчика за оригинальность. Его доброта и отзывчивость проникают в сердца учеников. И даже озорник Калихан меняется в лучшую сторону. Он решает помочь Алпамысу осуществить его мечту — не ждать целый год, а сесть за парту прямо сейчас. На День учителя в школе проходит концерт. Калихан понимает: вот он, шанс для Алпамыса — предстать перед учителем и заявить о себе. И Калихан вносит в программу концерта неожиданные изменения...
— Вторым номером нашей программы выступит мой друг Алпамыс. Он прочтёт вам таблицу умножения! Алпамыс, давай сюда!
Чем закончится эта затея — зрители узнают, посмотрев фильм режиссёра Абдуллы Карсакбаева «Алпамыс идёт в школу». Мне же под занавес нашей программы хочется вспомнить стихотворение-хайку японского поэта Кобаяси Иссы, которое в одном из эпизодов картины совсем неспроста цитирует молодой учитель:
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету».
Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
3 Ин., 76 зач., I, 1-15.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня во время литургии в православных храмах полностью прочитывается одна из самых кратких книг Нового Завета — Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. Можно сказать, что это своего рода записка, которая была адресована Гайю, и имела своей целью уврачевание злоупотреблений со стороны Диотрефа. Однако и в этом кратком послании есть те мысли, которые никогда не утратят своей актуальности. Давайте послушаем слова апостола Иоанна Богослова.
Глава 1.
1 Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.
6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,
7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.
8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.
9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.
13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,
14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.
Некоторые современные комментарии к только что прозвучавшему посланию апостола Иоанна Богослова делают акцент на том, что в Церкви очень рано начали проявляться анархические тенденции, то есть в христианских общинах стали появляться люди, которые отказывались подчиняться апостолам, и такой отказ влёк за собой появления различного рода заблуждений в области вероучения.
Собственно, именно попытки не подчиняться апостолам как носителям высшей церковной власти и стали причиной появления этого послания. Здесь мы видим упоминание Диотрефа, который, во-первых, «любил первенствовать», то есть никому не подчиняться, а во-вторых, он отказывался принимать апостолов. Подобное, как мы знаем, случалось и позже, случается оно и в наше время. Увы, но мы все поражены гордыней, которая стала нашей спутницей после грехопадения Адамы и Евы, а потому мало кто любит подчиняться, и ещё меньшее количество людей готовы менять свои воззрения, подчиняясь в этом вопросе Церкви в лице ее законной иерархии.
Мы прославляем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова как любимого ученика Господа Иисуса Христа, а богослужебные гимны называют его «другом Христовым». Все это совершенно справедливо и абсолютно бесспорно. Он таким и был.
Однако и к нему были претензии со стороны современников. Наверняка, Диотреф обладал какими-то аргументами, достаточно убедительными, чтобы люди ему верили. Мы не знаем, чем ему не нравился апостол Иоанн, и почему он отказывался подчиняться свидетелю Христовой жизни. Однако это и не имеет никакого значения, нам важен сам факт: оказывается, можно и к апостолу относиться так, как мы зачастую относимся к нашим современникам, обаладющим церковной властью.
Конечно, нет и не может быть человека, который был бы идеален. У каждого из нас есть свои слабые стороны. Но при этом не стоит забывать, что Бог устроил Церковь такой, какой мы ее знаем: ее земная часть управляется людьми, ее вероучение тоже хранят люди, да, несовершенные, да, не всегда приятные, но если пойти против этого божественного установления, то ничего хорошего не будет, и это на практике доказали все те лжеучители и еретики, коих было в истории Церкви несметное количество.
Дай Бог, чтобы никто из нас не пополнил собой число этих людей, и чтобы мы сохранили верность Церкви Христовой и поставленной Спасителем иерархии до нашего последнего вздоха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Ухтомский

Потомок князей Рюриковичей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.
Алексей родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских. Отец, мичман в отставке, мечтал о военной карьере для сына. Поэтому в 13 лет Алексей поступил в Нижегородский кадетский корпус. Не хуже, чем военную премудрость, в учебном заведении преподавали гуманитарные дисциплины — литературу, философию и психологию. Этими предметами более всего заинтересовался Алексей. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку как будто чего-то не доставало. Чего именно — Алексей скоро понял. Это случилось, когда он ехал из кадетского корпуса домой на каникулы — по Волге, на пароходе. Юноша гулял по палубе, и встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. А после окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию.
В 1894 году он стал студентом Академии, а в 1899-м окончил её со степенью кандидата богословия. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте. Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. В те годы он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки». Ухтомский решил продолжить образование — на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты — то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, так и разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями. Работа Алексея Ухтомского всколыхнула научный мир. Его пригласили читать лекции для студентов Психоневрологического института, а в 1912-м Алексей Алексеевич стал преподавателем Петербургского университета. Одновременно с научной работой служил старостой Свято-Никольского единоверческого храма, писал иконы и вёл аскетическую жизнь.
Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Ещё бы: князь, церковный староста. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом физиологии Ленинградского государственного университета. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.
Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жостовский промысел». Екатерина Бунина

Гостьей программы «Исторический час» была кандидат исторических наук, доцент университета имени Разумовского Екатерина Бунина.
Разговор шел об истории народных промыслов в России, в частности о знаменитой Жостовской росписи.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час