
Вера и неверие — что это такое? Где начинается одно и заканчивается другое? Каковы их главные проявления? Каковы признаки верующего и неверующего человека? Свой ответ на эти вопросы предлагает 13-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Однажды с Давидом, автором тех строк, которые мы только что услышали, случилась одна история. Для него это были очень тяжёлые времена. Его преследовали слуги царя Саула, который завидовал Давиду и хотел его убить. Со своими людьми псалмопевец был вынужден скрываться в пустыне в районе горы Кармил. Этими землями владел человек по имени Навал. У него были огромные стада. Давид жил рядом с пастбищами, где они паслись, и по своей доброй воле помогал пастухам Навала, обеспечивал им защиту.
Однажды у Давида и его людей начало заканчиваться продовольствие. И он послал гонцов к Навалу с просьбой поддержать его в трудную минуту, напоминая между прочим и о той поддержке, которую он оказывал его пастухам. Навал в грубой и резкой форме отказал посланцам. При этом он оскорбил и самого Давида. Назвал его рабом, который бегает от своего господина. Давида это возмутило до глубины души. Он взял 400 воинов и немедленно вышел отомстить за обиду. Если бы не мудрая жена Навала, которая смогла смягчить гнев будущего царя, землевладелец лишился бы жизни в этот день.
Примечательно то, что имя Навал с еврейского языка переводится как «безумец». Именно это слово использует псалмопевец в первой строке прозвучавшего псалма. «Сказал безумец в сердце своём: „нет Бога“». И история, произошедшая с Навалом, прекрасно иллюстрирует, как это понимать. Безумие Навала не в том, что он слабоумен. Он был зажиточным человеком, олигархом. Среди таких людей нет слабых умом. Его безумие в том, что он в сердце своём говорил, что Бога нет. Заметим, не умом говорил, не словами. В этом смысле Навал был религиозным человеком. Он принадлежал к ветхозаветной Церкви. То есть был верующим, как и все евреи в те далёкие времена. Но его образ жизни, его отношения к людям, его поступки словно кричали: «нет никакого Бога. А если и есть, то Он и Его законы не имеют для меня никакого значения. Я сам бог и могу вести себя с людьми так, как посчитаю нужным». Поэтому его слуги говорят: «он человек злой, нельзя говорить с ним». Одним словом, Навал называл себя верующим, но жил так, будто Бога нет. Он был бесчеловечен и бессердечен в личных отношениях.
Для нас это важный урок. Мы привыкли называть неверующими тех, кто не разделяет наши религиозные убеждения. А чаще тех, кто отрицает существование Бога. И, безусловно, так оно и есть. Эти люди сами называют себя атеистами, в лучшем случае агностиками. Но это неверие не всегда так ужасно, как звучит. Ведь бывает, что на деле такой атеист или иноверец оказывается человеком с широкой душой. И своими поступками свидетельствует о том, что Бог говорит с ним через его сердце. Хоть ум по каким-то скрытым от нас причинам ещё сопротивляется принять истины религии.
Куда серьёзней ситуация, когда, называя себя религиозным человеком, соглашаясь с догматами веры, исполняя ритуальные предписания, я сердцем своим отрицаю существование Творца. Живу так, будто Его нет. Или же Он очень далеко. Я не осознаю Его присутствия в моей жизни прямо сейчас. В первую очередь это безумие сказывается на моём отношении к людям. Я живу так, будто весь мир должен вращаться вокруг меня. Бывает легче атеисту найти Бога, чем такому безумцу вновь проснуться к духовной жизни.
Не будем забывать об этой опасности. Постараемся всматриваться в своё сердце. Ежедневно проверять его состояние, сверяя с теми заповедями, которые Господь дал нам в Своём Евангелии. Чтобы даже если наш ум не так изощрён в знании догматов религии, в сердце своём мы твёрдо знали, что Бог есть, знали, Кто Он такой для нас и как Он действует в нашей жизни.
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают звучащие сегодня во время литургии в православных храмах слова апостола Павла. Они взяты из отрывка 8-й и 9-й глав Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова святого апостола.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Начало только что прозвучавшего отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам заслуживает повторения: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).
Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в услышанном нами отрывке Первого послания к Коринфянам.
С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Получается, что, говоря о пище в начале, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без ее социальных и всех прочих сторон. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане ее вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.
В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что из сердца начнёт исходить то, что оскверняет его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Продуктовая помощь жителям Белгородской области

Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде — один из купных источников помощи в регионе. За поддержкой сюда приходят местные жители, люди из приграничья и беженцы. Старшая сестра милосердия Елена Химченко рассказала: «Из-за обстрелов многие по-прежнему остаются без своего жилья, скитаются по родственникам, знакомым и арендованным квартирам. Сложно... Мы оказываем помощь, рассматривая каждую ситуацию индивидуально. Всех стараемся встречать с пониманием и любовью».
Ежедневно в Марфо-Мариинскую обитель в Белгороде обращаются до 65 семей. Они получают здесь продукты, детское питание, средства гигиены, постельное бельё, бытовую технику и многое другое. Кроме этого, сёстры милосердия навещают людей в пунктах временного размещения и вместе с волонтёрами доставляют помощь на дом тем, кто не может добраться до обители. А ещё заботятся о жителях освобождённых территорий Харьковской области. «Наш священник, отец Леонид Олейник, постоянно ездит туда совершать Литургию, узнаёт нужды семей, и мы стараемся закрывать их потребности», — делится сестра милосердия.
Ни одна просьба, которая поступает в белгородскую обитель, не остаётся без внимания. Однако, чтобы люди продолжали получать здесь срочную помощь, необходимо постоянно пополнять запасы вещей и продовольствия. И сегодня есть особая потребность именно в продуктовых наборах.
Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде вновь поддерживает фонд «Мои друзья». Он открыл сбор на продуктовую помощь и приглашает всех неравнодушных принять в нём участие. Сделать это можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Страшном суде». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.8:8-9:2) и Евангельского (Мф.25:31-46) чтений в воскресенье, называемое «Неделя о Страшном суде», о «мясопустной неделе» — Масленице, о днях памяти равноапостольного Кирилла (учителя Словенского), Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица