![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2020/02/Saint_Peter_by_Lomonosov.jpg)
Апостол Пётр
2 Пет., 66 зач., I, 20 - II, 9.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция настаивает на том, что Священное Писание — это не только человеческое произведение. Это собрание книг, которые написаны в соавторстве Бога и человека. А потому тем, кто хочет понять смысл священных текстов, необходимо следовать определённым правилам. Об одном из самых важных из них нам говорит тот отрывок из 1-й и 2-й глав 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Глава 2.
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
Как появились на свет библейские книги? Технически точно так, как и любые другие литературные произведения. Если говорить об этом, используя привычные нам образы, автор Священного Писания брал бумагу, брал ручку, садился и писал текст. Однако в отличии от простых писателей пророка вдохновляет непосредственно Сам Бог. Дух Божий побуждал Своего избранника на создание священного текста, и Он же направлял его во время работы. Поэтому и говорит сегодня апостол Пётр, что пророчества «изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Это вера Церкви.
Эта вера намекает нам и на то, где находится ключ к правильному пониманию священных текстов. Их подлинный смысл откроется тому читателю, которого вдохновляет тот же Дух, что вдохновлял их авторов. Только в том Духе, в котором текст написан, он может быть верно прочитан. Поэтому и говорит апостол Пётр, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою».
Как нам, простым людям, приобрести это возвышенное состояние? Ведь святых один на миллион, а может и ещё меньше. Неужели простой верующий человек обречён на то, чтобы постоянно обращаться к каким-то посредникам, которые разъяснили бы ему смысл Библии? Неужели самому докопаться до истины нет никакой возможности?
Обращаться к духовным авторитетам, безусловно, необходимо. Это нормальная практика Церкви. Если что-то непонятно в священном тексте, рекомендуется либо найти ответ в толкованиях святых отцов, либо спросить у знатока этой традиции.
Однако при этом необходимо помнить, что какой-бы уважаемый ни был авторитет, он задаёт лишь общее направление мысли. Священное Писание — это книга, которая адресована каждому лично. И каждый может самостоятельно извлечь из неё послание применительно к своей ситуации. Единственное, что от нас требуется, — непрестанно искать ответы и усердно развивать в себе духовную интуицию.
И делается это лишь одним способом. Мы всю свою жизнь стараемся подчинить поиску и исполнению воли Творца. А именно, на ежедневной основе понуждаем себя применять на практике те заповеди, которые Христос дал нам в Своём Евангелии. Такая работа, вместе с участием в таинствах Церкви, и привлекает в нашу жизнь Духа Божия. И тогда каждый в свою меру получает пророческий дар, дар духовного рассуждения. Источник смысла открывается внутри нас самих. Его хватает и для того, чтобы я мог понять трудные места священного теста, и для того, чтобы я мог понять, как мне справиться с другими жизненными сложностями.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сергей Фудель о Достоевском». Людмила Сараскина
![Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/01/svetlyj-vecher_16h9.jpg)
Нашей собеседницей была доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания Людмила Сараскина.
Разговор шел о книге Сергея Фуделя «Наследство Достоевского», в которой представлены размышления о жизни, творчестве и духовных исканиях знаменитого русского писателя и как они прослеживаются в его произведениях от романа «Бедные люди» до «Братьев Карамазовых».
Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.
Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.
Вторая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена размышлениям С.И. Фуделя о Церкви.
Третья беседа с протоиереем Игорем Фоминым была посвящена размышлениям С.И. Фуделя о духовной жизни.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Радио ВЕРА уже звучит в 333 колониях, работа по запуску вещания продолжается
![Спутниковая антенна с логотипом Радио ВЕРА на стене кирпичного здания](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2025/02/fond-Vera-glavnoe-foto-2-1.jpg)
Уже 5 лет самарский фонд просвещения «Вера» при поддержке многих людей организует вещание Радио ВЕРА в колониях России. На сегодня позывные радиостанции звучат в 333 исправительных учреждениях. Осуждённые могут слышать Евангелие, духовные наставления святых, добрые рассказы, истории и не только.
«Мы видим, что сердечный отклик на эфир Радио ВЕРА у людей — есть», — рассказывает сотрудник фонда Константин Бобылев.
«Однажды я был свидетелем того, как осуждённая из колонии в Кемеровской области, разговаривая с близкими по телефону, делилась тем, что услышала интересную передачу по радио ВЕРА. Она сильно её тронула, и женщина обратилась к сотрудникам колонии с необычной просьбой — найти текст этой программы. В итоге ей пошли на встречу и помогли, чему осуждённая искренне радовалась.
А Дмитрий из колонии в городе Тольятти, упорно не веривший в Бога, в результате сам к нему пришёл. Услышав однажды программу „Жития святых“, он захотел больше узнать о тех, кто самоотверженно посвятил свою жизнь Христу и даже пострадал за Него. Стал изучать духовную литературу. И впоследствии обрёл веру.
Слава Богу, друзья, что наши совместные усилия приносят добрые плоды», — делится Константин Бобылев.
Самарский фонд просвещения «Вера» продолжает работать над тем, чтобы эфир Светлой радиостанции охватил как можно больше колоний России. И если вы хотите присоединиться к этому важному делу, переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта по тюремному служению «Апрель» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также подержать проект можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Апрель» и любой суммой, например, «Апрель 300».
Собранные средства будут направлены на приобретение техники для организации вещания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Реализация талантов». Алексей Коровин
![Алексей Коровин в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/Aleksej-Korovin.jpg)
Гостем рубрики «Вера и дело» был экс-руководитель четырех банков, инвестор, финансист, ментор Алексей Коровин.
Разговор шел о том, как с христианской точки зрения относиться к карьере, как человек может реализовывать данные Богом таланты в современном мире и как использовать накопленные в профессии опыт и знания во благо.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело