Сегодня 9 февраля. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
О молитвах за ушедших в вечность — протоиерей Игорь Филяновский.
Церковь молится за умерших, потому что она едина. И в ней нет разделения на живых и мертвых, ведь для Бога все живы. Церковное поминовение — это не просто дань нашей памяти умершим людям. Посредством молитвы мы продолжаем оставаться с ними в живых отношениях любви, о которой нам заповедал Господь. Умершие нуждаются в наших молитвах, ведь после смерти они уже не могут каяться и творить добрые дела. Поэтому важной и действенной помощью для ушедших в вечность становятся наши молитвы и милостыня во имя усопших.
Традиционно первые сорок дней после смерти являются важным временем для души христианина. Третий, девятый и сороковой день после смерти являются особыми днями для нашего поминовения усопших. Существует множество способов молитвы за усопших. Можно подать записку на проскомидию для поминовения на литургии, заказать панихиду или краткую литию. Можно самим помолиться дома. Как советовал святитель Феофан Затворник: «Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным».
Все выпуски программы Актуальная тема
«Весна духовная»
Так вышло, что в нашей семье первой воцерковилась старшая дочь, Даша. В 14 лет начала она петь в церковном хоре — а я в то время лишь изредка заходила в храм свечку поставить. И представления о Великом посте у меня были самые поверхностные: мяса есть нельзя, яиц нельзя, сыра тоже... Ничего животного происхождения! Это вызывало у меня лишь недоумение: и так-то живём небогато, есть еда — и хорошо, а тут ещё ограничения какие-то... Непонятно, зачем, и вообще — тоска. Даша тем временем начала поститься и отказываться от омлета на завтрак, предпочитая кашу на воде.
Но однажды воскресным утром она ушла в храм, а мне оставила открытку на кухонном столе. Это был очень красивый, яркий картонный прямоугольник: на тёмном фоне — берёзовая ветка со свежими весенними листьями. И слова курсивом: «Великий пост — весна духовная». Сначала моё внимание привлекла, конечно, картинка. Увидеть, пусть на открытке, весеннюю зелень, когда за окном так промозгло и снежно, — уже радость. А потом я задумалась над надписью... Так значит, Великий пост — это не про еду?
С тех прошло много лет. Даша давно уже управляет двумя хорами — церковным и народным. А мне всё ещё помнится то далёкое утро, когда я начала понимать: Великий Пост — это движение к свету, к обновлению, к вечной жизни с Богом... И та берёзовая веточка — помнится.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 февраля. О России и Церкви
9 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке в Москве.
В своём первосвятительском слове по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о России и Церкви.
В истории Церкви не должно быть времен, которые бы мы назвали передышкой, отдохновением. И это наше время, которое внешне представляется очень благополучным. Это не время отдыха и не время расслабления. И в первую очередь я бы хотел, чтобы меня услышали, а многие услышат, и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно те, кто является активом в приходах, в епархиях и поддерживает добрые начинания Церкви.
Наша молитва сегодня особенно об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся об этом и говорим: «Многие ополчишася на нас». Я уже об этом говорил неоднократно, еще раз подчеркнул. Ополчились не из-за того, что мы кому-то угрожаем войной или еще чем-то. Нету ничего этого. А за что ополчились? Вот я иногда спрашиваю западных коллег, за что? Ну ясно, если бы мы были бы совсем-совсем другие. Другая бы внешность, другая бы культура, другая бы история. Но мы же часть этого просвещенного мира. В чем дело? Мы же такие. А нам говорят, нет, вы внешне такие. А если вас копнуть, совсем не такие. И они правы. Потому, что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия будучи современным, развитым в научном, в техническом отношении Государством, идет этим путем, где соединяется как бы и вера, и знания, и современная культура с религиозностью современного человека.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 февраля. О святом Стефане Пермском, входящем в сонм Коми святых
Сегодня 11 февраля. Собор Коми святых.
О святом Стефане Пермском, входящем в сонм Коми святых — священник Стахий Колотвин.
Глава Собора всех Коми Святых преподобный Стефан Пермский дает практически пример для решения любой современной задачи для каждого из нас. Не только для миссионеров, не только для священников. Смотрим, приходит преподобный Стефан и срубает прокудливую березу. Ну, то самое святилище, которое наделяли неким магическим смыслом, и за которым стояла наверняка реальная бесовская сила, что чувствовали запуганные языческие души вот этих северных племен. Но мы видим, что если бы он пришел только с агрессией, если бы он пришел как разрушитель, да, люди бы, может, испугались его, испугались как посланца князя, но никогда бы не последовали за ним. Но мы видим, как святитель Стефан для начала, прежде чем что-то рубить, берет и изучает греческий язык. Не потому, что он ему нужен для общения с греками, а чтобы переводить с греческого на коми, что он готовится послужить людям. Так и ты, конечно, когда решаешь любую проблему, где-то не обойтись без радикальных шагов. Где-то придется делать людям неудобно для их же пользы. Но если перед этим ты не вложишься в любовь к ним, не предпримешь усилия, не потратишь время на подготовку, то ты просто наломаешь дров. А если ты с любовью и заботой подойдешь к решению проблемы, то, возможно, люди и сами свою прокудливую березу перед тобой срубят.
Все выпуски программы Актуальная тема