
«Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова высечены на гранитной мемориальной стене Пискарёвского кладбища в Петербурге, где покоятся жертвы блокады Ленинграда. Строки, ставшие символом неугасающей народной памяти о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, принадлежат перу поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц. Вместе с тысячами ленинградцев она пережила страшные дни. Голодала, делилась с ближними последним куском пайкового хлеба, про который писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам». И каждый день по радио обращалась к жителям осаждённого фашистами города. Утешала, отогревала сердца, призывала жить и бороться. Читала свои стихи, в которых звучала несгибаемая вера в Победу. Ольгу Берггольц называли голосом блокадного Ленинграда.
Стихи она начала писать лет с шести. Девочка часто читала их на детских праздничных утренниках. На одном из них присутствовал Корней Чуковский. Заметил и похвалил. А своим коллегам потом сказал: «Со временем это будет настоящий поэт!» В шестнадцать она стала постоянным автором детского литературного журнала «Красный галстук», а в 18 издала первую книгу — сборник стихов для детей. Своё будущее Ольга Берггольц, конечно, видела в литературной среде, поэтому поступила на филологический факультет Ленинградского университета. Параллельно продолжала писать и публиковаться. А в 1938-м году пришла беда: Ольгу обвинили в контрреволюционной деятельности и арестовали. В те годы от подобных бездоказательных обвинений по чьим-то оговорам и ложным доносам не был застрахован никто. Около полугода поэтесса провела в заключении. Прошла через жестокие допросы. За неё заступился писатель Александр Фадеев. По его ходатайству дело Берггольц было пересмотрено. С Ольги сняли обвинения и полностью реабилитировали. В 1939-м она вышла на свободу.
Едва оправилась от пережитого, как началась Великая Отечественная война. Супруг Ольги, Николай Молчанов, ушёл на фронт. У Берггольц была возможность отправиться в эвакуацию, но она не захотела покинуть любимый город. В сентябре 1941-го вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. В эти дни Ольга пришла в городское отделение Союза писателей. Спросила у руководства, где и чем может быть полезна людям. Её направили в литературно-драматическую редакцию ленинградского радио. С того самого момента на протяжении трёх с половиной лет каждый день она выходила в эфир со словами: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц». Ольга зачитывала репортажи и сводки с фронта, читала свои стихи. Голодные, измученные, люди приникали к репродукторам и радиоприёмникам. Голос поэтессы, её слова, полные веры и надежды, живой водой вливались в их сердца. «Что может враг? Разрушить и убить. \ И только-то. А я могу любить...»; «Я буду сегодня с тобой говорить, товарищ и друг ленинградец, \ о свете, который над нами горит, о нашей последней отраде. \ Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.
Она сама переживала в то время тяжёлые утраты. От истощения на строительстве оборонительных укреплений скончался муж Ольги. Её отца выслали в Красноярский край за отказ сотрудничать с НКВД, а по сути — доносить на знакомых и соседей. Поэтесса качалась от голода. Часто ночевала в студии, потому что не хватало сил дойти до дома. Но зато доставало силы духа, чтобы каждый день поддерживать других. Все 872 дня блокады Ленинграда Ольга Берггольц была рядом с его жителями — в каждом доме, в каждой семье. И вместе со всеми в мае 1945-го встретила долгожданную Победу. Поступок поэтессы называли подвигом, а она писала: «Я никогда героем не была \ не жаждала ни славы, ни награды.\ Дыша одним дыханьем с Ленинградом, \ я не геройствовала, а жила».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола

Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохранить деревянные храмы и часовни на Русском Севере

На Русском Севере можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад. В годы советской власти они были закрыты и заброшены. Некоторые из них со временем разрушились, но многие уцелели. Спасением и сохранением этих уникальных святынь занимается проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Его участники, добровольцы со всей России, отправляются в экспедиции в Архангельскую, Костромскую, Ленинградскую, Вологодскую области, республики Карелия и Коми. Они очищают территорию вокруг храмов, убираются внутри зданий, проводят ремонтные работы.
Максим Заливакин узнал о проекте 7 лет назад по радио и в том же году отправился в экспедицию в деревню Нименьга Архангельской области. Мужчина рассказывает: «Храм Преображения Господня, в котором нам предстояло потрудиться, оказался величественным. К сожалению, часть его глав на тот момент была утрачена — последствия удара шаровой молнии. Но ещё больше меня поразила колокольня. Она как будто стояла в низком поклоне перед храмом. Казалось, она вот-вот упадёт. Но за два года удалось полностью её поправить».
Максим Заливакин стал ежегодно участвовать в экспедициях. Со временем к нему присоединились жена и 13-летняя дочка. Теперь помощь храмам — это дело всей семьи.
Всего за 18 лет работы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» удалось сохранить 192 уникальных святыни. В некоторых из них впервые спустя десятки лет после закрытия были отслужены Литургии.
Если вы хотите поучаствовать в спасении деревянных храмов и часовен на Русском Севере, аналогов которым нет в мире, присоединяйтесь к волонтёрским экспедициям. Либо сделайте любой благотворительный взнос на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Пьесы «Ревизор» и «Развязка Ревизора» в контексте притчи о Страшном суде». Прот. Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о пьесах Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» и «Развязка «Ревизора» в контексте притчи о Страшном суде. Как сам автор объяснял образы в своих произведениях, почему для него было важно обратить внимание не только на внешнюю сатирическую сторону в «Ревизоре», но и перенести это на личную духовную жизнь человека, терзаемого страстями.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Четвертая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о Страшном суде.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер