Пересматриваю фотографии из рабочей поездки. На одной из них мы только вышли из операционной. Это был мастер-класс для коллег, мы рассказывали о тонкостях хирургии. А на фото — уже пьем чай после, делаем селфи. Прически у нас изрядно помятые, тушь растеклась под глазами, еле держим осанку, но улыбаемся. Глаза горят! По фото видно, что мы очень уставшие, но счастливые.
Целый день на ногах... Перелет. Разница во времени. Выступление с докладами. Обсуждение разных подходов к лечению, разговор о наших пациентах. Потом мы делимся друг с другом нашими неудачами. Это всегда трепетно и не всегда приятно. За каждой историей стоят жизни людей. Неожиданно для меня, коллега говорит: «Знаешь, а у меня есть помянник. Там записаны имена пациентов, которым не удалось помочь. Я за них молюсь, и мне становится легче».
Я кивнула. Тоже молюсь о своих пациентах. И о здравии тоже.
Потом мы вспоминаем, сколько же раз хотелось все бросить, спать по ночам. Сколько раз силы, казалось, на исходе, но некому было заменить. Такой разговор по душам... И тут моя коллега, говорит:
— А нам ли унывать? Раз уж взялись за этот плуг, не будем оборачиваться.
«Евангельскими цитатами заговорили», — подумала я и улыбнулась.
Помню этот разговор до мельчайших подробностей. Смотрю на фото и понимаю, что всего этого могло не быть, если бы в те моменты, когда хотелось все бросить, Господь не давал бы мне сил снова и снова выбирать медицину.
Профессию служения. Почему?
И тут память снова фрагментами выдает то, ради чего я продолжаю работать.
Помню это дежурство. На часах — третий час ночи. Высунув нос в окно, пытаюсь надышаться свежим морозным воздухом, чтобы были силы работать дальше. Состояние мальчика четырех лет стало быстро ухудшаться. Из веселого жизнерадостного ребенка он превратился в безучастного, который с большой неохотой отвечал на вопросы и дрожал от высокой температуры. Заражение крови. Мы безуспешно подбирали терапию. Пришлось перевести в реанимацию.
С первыми лучами солнца я поднимаюсь к нему на этаж. Смотрю монитор, проверяю назначения, и он открывает глаза. Сонно смотрит на меня и говорит: «О, теть ты! Плечико мне накрой, холодно». И я, конечно, накрываю его. А он переворачивается и спит дальше. Сложно передать словами, какое это счастье! Пришел в себя! Слава Богу!
Вспоминаю ночные тяжелые разговоры с пациентами, которые задают вопросы о жизни, о смерти, о Боге. И я вместе с ними ищу ответы. Особенно заполнился этот разговор:
— Доктор, мне нужно поговорить, мне снятся плохие сны, — тихо, но уверенно начала мама одного из детей, — мне кажется мой ребенок умирает...
Она смотрела на меня очень внимательно, следила за каждым движением моего лица, за мимикой. А я не сразу нашлась, что сказать. Немного подумав, произнесла:
— У нас есть время жить здесь и сейчас и с надеждой смотреть в будущее. Малышу мы поможем. Сделаем все, что в наших силах. Но только Богу известно, сколько мы проживем. Давайте молиться.
На следующий день, эта мама играла с ребенком и улыбалась.
Через страдания и горе, которыми наполнена медицина, мы словно учимся жить «по-настоящему». Учимся говорить «люблю», «скучаю», «жду встречи». Учимся быть искренними, находить время для близких людей и ценить его.
Пациенты, ищущие смысл жизни в борьбе с болезнью, научили меня говорить с ними о Боге и молиться.
А слова из Евангелия, сказанные коллегой на той конференции, укрепили уверенность, что это — мое служение, благословленное Богом. И я сама выбрала это поле и этот плуг. Мы же помним: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Автор: Светлана Подлипаева
Все выпуски программы Частное мнение
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение