Очень давно, ещё до моего рождения, с папой, священником Стефаном Коротенко, случилась одна чудесная история. Для меня она — подтверждение того, что всякое слово, услышанное нами, может сыграть в нашей жизни решающую роль.
Папа тогда работал в Алжире. Его туда направили на три года по разнарядке как одного из лучших сотрудников краностроительного завода. Хоть эта поездка и была рабочей командировкой, для моих родителей и старшего брата она стала настоящим праздником. Простые советские люди смогли увидеть другую страну, познакомиться с её культурой и обычаями, погрузиться в непривычную атмосферу.
Особенно им запомнились купания в Средиземном море, к которому их возили каждую неделю, интересные прогулки, экзотическая кухня, которую мама потом старалась повторить дома. Но основное время всё-таки занимала работа. Советский Союз тогда помогал африканской стране возводить металлургический комплекс Эль-Хаджар, и папа работал на сборке металлоконструкций.
Отец работал сварщиком. Обычно ему поручали экстремальные задания. Сваривать приходилось и в водолазном костюме, на глубине и на головокружительной высоте. В тот день он так же взобрался на самую верхушку строительных лесов и делал привычные манипуляции. Вдруг в глазах потемнело, папу качнуло в сторону, и он сорвался с высоты пятиэтажного дома.
В ту секунду подумал: «Ну, всё, конец». Он уже видел, как приближается к голым штырям арматуры внизу, видел застывшие от ужаса лица рабочих. И вдруг отец вспомнил, как родная бабушка рассказывала ему в детстве о каком-то удивительном святом по имени Николай. Говорила, он был очень добрым при жизни, и после смерти помогает всем, кто к нему обращается. «Надо позвать», — мелькнула в голове у папы мысль, хотя он был комсомольцем и ни во что сверхъестественное не верил. С его губ слетело: «Николай, помоги мне!»
До арматуры папа так и не долетел. Его падение задержала какая-то железка, которая мягко поддела его робу, и он повис на ней, как на ремнях парашюта.
Конечно, сразу подбежали другие рабочие, сняли отца, отвезли в больницу... В первые секунды после падения папа ощутил себя, словно заново рождённый. Потом он не один раз рассказывал, что тогда стал задумываться над смыслом жизни и перестал относиться к вере в Бога, как к бабушкиным сказкам. Ведь это именно из бабушкиных рассказов к нему пришёл тот самый Николай и спас ему жизнь!
Когда в конце восьмидесятых годов родители окончательно пришли к вере, и папа стал священником, он приводил эту историю в пример всем, кто говорил, что Бог не слышит наших молитв. «Еще как слышит!» — повторял отец Стефан и каждый раз показывал на себя, как на живого свидетеля чуда.
С тех пор в нашей семье особо почитают святителя Николая Чудотворца, а девятнадцатое декабря для нас — не просто начало зимних праздников, в этот день папа отмечает свой второй день рождения.
Мы, его дети, усвоили один очень важный урок: даже самая незначительная деталь, которая когда-то запала нам в душу, может помочь в трудную минуту, когда привычные вещи уже не работают. И чаще всего именно через эти детали Господь проявляет себя. Важно только не быть слепым и глухим, а вовремя их замечать.
Автор: Юлия Узун
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело