Я заметила: чем больше познаёшь Божий мир, тем больше в нём открывается. Один старенький профессор по русской литературе рассказал мне, что знание похоже на круг, а неизведанное — то, что вне круга. Выходит, чем шире круг, тем больше неизвестного с ним соприкасается.
Когда у нас появилась дача, теория эта подтвердилась на практике. Лето за городом превратилось в длинный праздник, полный открытий и для нас с мужем, и для детей. То изучаем птиц, слетающихся на самодельную кормушку, то выхаживаем ёжика, чуть не утонувшего в компостной яме. Читаем, чем его кормить, узнаём повадки.
В детских книгах ёжики всё грибы да яблоки на спине носят. На самом деле они — хищники. Утащил наш ёжик жареный куриный окорочок под кухонный шкаф, и такой хруст оттуда доносился. Потом выкинул голую косточку. Берите, дескать, мне больше не надо!
Днём его не видно было, а вечером просыпался и вдоль стен бегал — только коготки стучали. Мы думали, на второй этаж, где у нас спальни, не поднимется: ноги коротки. А он ночью так ловко по ступенькам лестницы стал запрыгивать: поймали его уже наверху.
«Раз ты такой активный стал, пора тебе домой, в дикую природу!» — решили мы и выпустили нашего подопечного во двор. Он постоял, носом поводил, понюхал, да и убежал в сторону леса.
Самое чудесное у нас на дачном участке — это беседка, под которой обитают ящерицы. Основание беседки старенькое, грозит провалиться, надо бы его разобрать уже. Но именно под этим основанием разводятся и живут ящерицы. А их так любит наш сын Дима! Поэтому уже который год не трогаем беседку и не ремонтируем под ней пол. Чтобы не нарушить хрупкий баланс природы и не лишиться этих интересных жильцов.
Ящерицы выползают погреться на солнце возле беседки. Дима наблюдает за ними, изучает окраску, находит в энциклопедии, к какому виду они относятся, как размножаются и что едят. Оказывается, у нас есть и живородящие ящерицы, и те, что откладывают яйца.
— Какая необычная ящерица! — говорю сыну, когда он показывает мне на ладони милое и довольно спокойное существо.
— Мама, это не ящерица, это тритон! Я в энциклопедии его нашёл. Видишь, он отличается! Хвост у него другой, и голова не такая.
Так я узнала, что у нас ещё и тритоны обитают.
Каждый год в природе не похож на предыдущий. Кажется, много книг прочитано. А в жизни всё по-новому раскрывается. Всё время приходится что-то изучать, всё время — открытия.
Так и читаем мы книгу творения, то наблюдая за животными и растениями, то рассматривая загадочное звёздное небо поздними вечерами. И через эту полную чудес книгу понемногу познаём и её Творца. Славим Его за дивное творение, за радость жить и трудиться в этом мире, которую Он дал человеку.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело