Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, мы же собирались по Москве погулять. А пришли в Государственный исторический музей!
— Всё верно, Леонид Сергеевич. У нас сегодня будет особенная прогулка — по Москве, которую уже не увидеть.
— Вот как! Интересно! Ну что ж, Маргарита Константиновна, тогда всецело вам доверяюсь.
— Благодарю вас, Леонид Сергеевич. Только проводником буду не я, а художник 19-го столетия, Фёдор Яковлевич Алексеев, мастер русского городского пейзажа, один из основоположников жанра.
— Неловко признаваться, но впервые слышу это имя...
— Неудивительно, Леонид Сергеевич. Даже специалисты сегодня относят Фёдора Алексеева к так называемым «забытым» художникам. Незаслуженно забытым, на мой взгляд. Он потрясающе писал старую Москву. А вот и одна из его картин. Называется она «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Красивый храм, шестиглавый. А колокольня какая величественная! Похожа на терем. Однако, если бы вы не сказали, ни за что не узнал бы Москву.
— Я же говорила — мы побываем с вами в Москве, которую сегодня не увидеть. Алексеев в основном изображал на своих полотнах допожарную Москву — то есть, город до известного пожара 1812-го года. Так что прекрасный храм древнерусской архитектуры, который запечатлён на этой картине — с характерной высокой конусообразной колокольней — до наших дней, увы, не сохранился. Знатоки Москвы и искусствоведы теперь могут только предполагать, что же за уголок Белокаменной изобразил на полотне Фёдор Алексеев.
— И какие есть варианты?
— По одной из самых достоверных версий, это может быть церковь Георгиевского женского монастыря на улице Большая Дмитровка. Он был разорён наполеоновскими солдатами во время Отечественной войны 1812-го года и сильно пострадал от пожара. Поэтому в 1813-м обитель закрыли, а монахинь перевели в Страстной монастырь. Однако некоторые строения Георгиевского монастыря простояли вплоть до ХХ века. Окончательно их снесли уже большевики в середине 30-х годов.
— Георгиевский монастырь — древняя обитель. Я читал, что первые упоминания о нём относятся к началу 16-го века. Кстати, кажется, купола и колокольни в форме шатра — отличительная черта именно древнерусского храмового зодчества?
— Совершенно верно. Шатровая форма купола впервые появилась на Руси предположительно в середине 15-го столетия. Храмы тогда строились преимущественно из дерева, и русские зодчие пришли к идеальному архитектурному решению для работы с этим материалом. Со временем шатровые навершия стали отличительной чертой русских храмов. Кстати, и сегодня многие церкви строятся в древнерусском стиле, с шатровыми колокольнями.
— Прекрасно, что традиции не забываются! Маргарита Константиновна, я вот смотрю на полотно, и никак не могу понять, в какой технике оно написано. Кажется, акварель?
— Работы Фёдора Яковлевича Алексеева частенько принимают за акварели. Однако писал он маслом. Городскому пейзажу художник учился в Италии; оттуда и вынес своеобразную стилистику — чёткие линии рисунка и мягкие, пастельные тона красок. При этом живописец оставался самобытным. Талант его был разносторонним — Алексеев работал ещё и как театральный художник. Он создавал декорации для театров Петербурга и Москвы. К сожалению, ни одна не сохранилась до наших дней.
— Зато сохранились картины! И по ним мы сегодня можем узнать старую Москву, увидеть архитектурные шедевры, которые неумолимое время до нас не донесло. Такие, как вот этот удивительный храм на полотне Фёдора Алексеева «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Значит, Леонид Сергеевич, вам понравилась сегодняшняя необычная прогулка по Москве?
— Ещё как, Маргарита Константиновна! Спасибо вам!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Иркутск. Святитель Софроний (Кристалевский)
В 1754-м году Иркутскую епархию возглавил епископ Софроний (Кристалевский). На тот момент архипастырю исполнилось пятьдесят лет, за его плечами был немалый путь. Владыка родился в Полтавской губернии, там же принял монашеский постриг. В Киеве окончил духовную академию и стал священником. Потом подвизался в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Получив назначение в Иркутск, епископ ясно осознавал, что новое место служения потребует от него предельной самоотдачи. Сибирская епархия семь лет оставалась без руководства, и духовная жизнь в ней пришла в упадок. Коренные народы, вкусившие христианского просвещения, вновь стали возвращаться к язычеству. Миссионеров в Иркутске почти не осталось. Прежде чем отправиться в путь, владыка Софроний собрал надёжных помощников. По приезду он организовал школу, в которой готовили будущих пастырей, и сам преподавал в ней. Епископ заботился об устройстве быта коренных жителей, разрешал им селиться на церковных землях, помогал материально. За семнадцать лет служения Софрония (Кристалевского) количество верующих в Сибири выросло в три раза. В 1918-м году на Поместном соборе Церковь прославила Иркутского подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM