1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как перестать винить окружающих в своих бедах и несчастьях? И что необходимо делать, чтобы избавиться от обиды на людей, причинивших мне боль? Полезные размышления на эту тему находим в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Тимофей, которому адресован только что прозвучавший отрывок, был епископом города Эфеса. Здесь в христианской общине появились люди, которые учили о том, что материя — это зло. И поэтому, если человек хочет быть с Богом, он должен пренебрегать всем тем, что связано с телесностью. Практические выводы были вполне ощутимы и конкретны: чрезмерный аскетизм и презрение ко многим обыденным сторонам жизни. Например, воздержание от брака, пренебрежение женатым священством, отказ от определённых видов пищи. С точки зрения таких аскетов, человек, который не практикует строгое воздержание, обречён. Он никогда не встретится с Богом. Ему просто не даст это сделать его материальное начало. Как некая завеса, оно загораживает от человека духовный мир.
С этими умонастроениями и вступает в спор апостол Павел. По его словам, это бабьи басни, то есть мифы, сплетни. И вместо того, чтобы увлекаться чрезмерной аскезой, то есть воздержанием от разного рода еды и отношений, он предлагает упражняться в благочестии. И здесь же апостол поясняет, что он имеет в виду. Упражнение в благочестии — это навык принимать всё, что нас окружает, с благодарностью Творцу и освящать свою жизнь молитвой. Ведь весь мир сотворён Богом. И в нём нет ничего нечистого. Очень легко всю ответственность за человеческие безобразия спихнуть на материю. Однако единственным источником нечистоты является человеческая воля. Она одна причина всех зол и скверных поступков. А чтобы эта истина стала Тимофею очевидна, апостол призывает его вникать в себя и в учение. То есть вглядываться в своё сердце и исполнять Евангелие.
Для нас эти слова как нельзя более актуальны. Так уж мы устроены, что источник своих неприятностей склонны искать вне себя. Если мне на душе плохо, значит в этом виноват кто-то или что-то вокруг. Условия жизни, низкая зарплата, несправедливое отношение окружающих, нелюбовь членов семьи, хамство на дорогах и в общественных местах, время, место, болезнь, страна, атмосферное давление, случай, Бог. Да кто и что угодно. Этот перенос происходит автоматически. Я даже не замечаю, как назначаю ответственных за свою боль. Так работает моя нездоровая самость. Так она не позволяет мне вглядываться в себя, в глубину своей души. Она боится, что там я могу встретить Бога. А для моей зацикленной на себе самости это верная смерть.
Если же мы хотим одержать победу в этой борьбе, следует прислушаться к рекомендациям апостола. В тот момент, когда у нас случится очередной приступ и мы начнём искать виноватых, постараемся освятить себя благодарственной молитвой Богу. Ведь апостол призывает нас благодарить за всё. Не только за хорошее, но и за то, что нам кажется плохим. И это весьма важно. Потому что весь мир в руках Творца. У Него всё под контролем. Как Сам Он говорит в Евангелии: «у всякого из вас все волосы на голове сочтены». А потому у всего происходящего есть какой-то глубокий смысл. И даже ту боль, которую мы причиняем друг другу, Господь в итоге обращает к благим последствиям.
А чтобы нам опытно ощутить и прожить эти важные истины, постараемся ежедневно вникать в себя и в учение Христово. Ведь многие глубокие истины христианской веры становятся очевидными не для того, кто прочитал много книг. А для того, кто внимательно наблюдает за собой. То есть для того, кто, несмотря на внутреннее сопротивление и болезненные ощущения, не бегает от себя, но идёт в своё сердце в надежде там встретить Бога. И кто на практике, изо дня в день, пытается осуществить Евангелие Спасителя в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM