Недавно я получил неожиданное пожелание на день рождения. Звучало оно следующим образом — жить так, чтобы видеть новое в привычном.
Надо признаться, что поначалу воспринял его как нечто празднично будничное — вроде как пожелание здоровья, благополучия и счастья в личной жизни. Но спустя какое-то время я рассмотрел, а точнее расслышал это пожелание. И понял, что оно-то и является для меня золотым ключиком к обретению счастья и благополучия.
Здесь стоит пояснить, что долгое время мои жизненные устремления были направлены на приобретение чего-то новенького — от новых туфель с кроссовками до новых впечатлений на зарубежных курортах.
Постепенно само понятие «новое» становилось в моей системе ценностей тем, что является однозначно лучшим, нежели уже имеющееся. И со временем такой алгоритм стал проецироваться не только на одежду или места отдыха, но и на людей.
Например, есть в моем кругу хороший человек, я с ним общаюсь и даже дружу. Но появляется кто-то новый, более яркий, с перспективами, и меня уже тянет к этому новому. А старый друг, который, согласно народной поговорке, должен быть лучше новых двух, становится уже и не особо нужен.
И я почувствовал, что это все похоже на неверность. И уже до предательства — не шаг, а полшага.
Как же выйти из всего этого? Ответ пришел неожиданно. А именно — из того места в Евангелии, где Христос говорит о «роде неверном и прелюбодейном», и даже сетует, восклицая «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». И тут же исцеляет человека, который в новолуния бесновался и бросался в огонь и часто в воду. Христос говорит: «Род сей изгоняется только молитвою и постом».
Эти слова Христовы я воспринял как главный рецепт моего духовного и психического исцеления. Сомнений в том, что мне необходимо усердно помолиться и попоститься, и многое в жизни наладится, у меня не оказалось.
Пришлась вся эта история на Успенский пост. Он краткий, но строгий, выпадает на август, то есть, на разгар отпускного сезона. Конечно, Было искушение отправиться на новый курорт, получить новые приятные ощущения, поесть вкусной еды, но я решил остаться дома и строго поститься.
Могу свидетельствовать, что тот Успенский пост стал одним из самых счастливых периодов моей жизни. На фоне сдерживания вкусовых рецепторов и жажды развлечений, я начал ежедневно замечать что-то умилительно новое в своих близких, что-то пронзительно интересное там, где и не думал этого заметить.
Оказалось, чтобы радоваться и благодарить, достаточно было проявить интерес к тому, что меня и так давно окружало. Именно такое внимание рассеивала моя постоянная нацеленность на погоню за новыми вещами и впечатлениями.
С тех пор я крепко помню об усердии в молитве и посте как о дарованном нам Богом средстве против рассеянности и неверности. Как о способе сосредоточить внимание на поиске нового в, казалось бы, давно знакомых и привычных вещах.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM