Когда я начала учиться петь в народном хоре при нашем храме, даже не предполагала, что получу и уроки духовной жизни.
Я прежде думала, что те, кто поют на клиросе, очень хорошо не только знают, но и понимают богослужения. За этим и направилась на занятия: решила, что выучим песнопения, переводы с церковнославянского будем разбирать, толкования. Понятно, что я могла это делать и без участия в хоре, но все не получалось себя организовать. Даже тропари воскресные и праздничные очень трудно запоминались.
Оказалась, что работа в хоре заключается прежде всего в правильной постановке голоса и изучении мелодий восьми богослужебных гласов. Конечно и песнопения надо учить, понимать их, но все это самостоятельная деятельность, такая домашняя работа. Я не расстроилась. Мне было очень интересно.
В хоре собрались почти все без специального музыкального образования. Регент проявляла с самого начала чудеса педагогики, работая с нами. Я как-то сразу решила, что у меня неплохо получается. Очень старалась. Настроение было каждый раз приподнятое. Когда регент объясняла одно и то же по нескольку раз, я считала, что меня это не касается. Начинала даже досадовать на других: почему нельзя послушать внимательно, сделать как надо.
Настал момент, когда я поняла, что всё не так хорошо, как казалось. На одном занятии нас было мало. И я услышала своё пение как бы со стороны. У меня получалось очень плохо. Фразу допеть не могу, потому что дыхания не хватает, звук голоса слабый. Оказывается, когда нас было много, я себя не слышала, не могла дать объективную оценку. Конечно, регент меня не критиковала. Она объясняла, что я делаю неправильно и показывала, как это можно исправить.
Но я расстроилась и, когда пришла домой, стала задумываться, стоит ли мне ходить на занятия. Всё искала причину: как я могла вообразить, что у меня получится начать петь так легко? Для меня характерна неуверенность, сомнения в себе. Даже есть нехорошая черта: не берусь за интересное дело, думая, что не справлюсь, потом жалею. А тут как-то очень быстро приняла свой якобы успех.
Я решила поговорить со священником. Он заговорил о гордости. Я, конечно, знала про этот грех, но не обращала внимания на некоторые тонкости в его описании. Например, обидчивость, не принятие критики. И тут поняла, что состояние печали по поводу неудачи — это проявление греха. Ведь ничего нет страшного в том, что у меня сразу не получилось петь. Хорошо, что это обнаружилось, что я теперь знаю, в каком направлении работать. А я чуть руки не опустила.
Благодаря этому случаю я принялась изучать наставления святых отцов о борьбе с гордостью. Стала подмечать за собой её проявления. Выяснилось: мысли о том, что я что-то делаю лучше других, появляются у меня не только на хоровых занятиях. Это неприятно осознавать. Но зато теперь я стараюсь распознавать симптомы этой духовной болезни — гордыни. С помощью Божией, с молитвой борюсь с ней.
Казалось бы, что такого, если ты себя похвалишь, когда у тебя что-то действительно хорошо получиться? Но здесь такая тонкая грань — порадоваться действительно хорошему результату или уйти в любование собой.
Вот так занятия в народном хоре на примере одного греха показали мне еще раз, что духовная работа над собой должна происходить везде и всегда. Я решила внимательнее читать труды святых отцов и очень тщательно готовиться к таинству исповеди, не приукрашивая и не оправдывая себя.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании можно найти диаметрально противоположные размышления о человеке. Так, в Псалтыри мы находим слова царя и пророка Давида о том, что он «червь, а не человек» (Пс. 21:7), книга Екклесиаста и вовсе представляет собой плач о печальной человеческой участи, мало чем отличающейся от участи животных и растений. Одновременно с этим мы знаем, что Бог дал человеку заповеди и Бог ведёт человека к блаженной вечности, знаем мы и то, что человеку дана Богом власть над всем творением. А послания святых апостолов и вовсе возносят человека на небывалую высоту. Одним из примеров такого рода новозаветных текстов может служить и тот отрывок Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Этот отрывок взят из 2-й и 3-й глав послания. Давайте послушаем его.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка апостольского послания мы услышали довольно непростые слова, которые можно понимать несколькими способами, однако при любом их понимании они свидетельствуют о необычайной высоте человеческого призвания. Речь идёт о словах, которые в русском синодальном переводе переданы таким образом: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес. 2:13).
Ещё древние святые толкователи отмечали, что разные греческие рукописи этого фрагмента Второго послания к Фессалоникийцам содержат немного отличающееся написание словосочетания «от начала», а потому и понимать его можно по-разному. Первый способ понимания предполагает, что Бог ещё до сотворения человека знал о пути развития нашей цивилизации, знал, какие решения мы будем принимать, и ещё до сотворения в плане Бога был каждый человек со всеми нашими уникальными характеристиками. Святитель Феофан Затворник эту мысль выразил в таких словах: «Ещё ничего не было; пребывал только Единый Триипостасный Бог, и Сей, всеблаженный в Себе Бог, тогда ещё думал об вас, имел вас во внимании и расположился к вам, восхотев избрать вас и присвоить Себе».
Но есть и ещё один способ понимания прозвучавших сегодня слов. Он не простирается к моменту сотворения человека и сосредоточен на той эпохе, в которую жили адресаты апостольского послания, то есть на эпохе первого христианского поколения.
Если мы зададимся вопросом о том, кто стал первым христианским мучеником, то мы с лёгкостью ответим на этот вопрос: им был первомученик архидиакон Стефан, именно с его личностью связан и грех будущего апостола Павла, который опосредовано принимал участие в убийстве Стефана. После смерти Стефана стали появляться и другие мученики, однако мученичество ещё не превратилось в массовое явление, и те из них, кто пострадал за Христа в апостольский век, были своего рода первыми плодами веры, а такие плоды, как мы знаем из Священного Писания, имели особую ценность, именно их приносили в качестве жертвы Богу все праведники, начиная с убитого Каином Авеля, принёсшего Богу «первородных стада своего и от тука их» (см. Быт. 4:4).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Трость для незрячей девушки и другие важные подарки для участников акции «Рождественский подарок»
Фонд «Подари Подарок» запустил ежегодную Рождественскую акцию по сбору полезных и нужных подарков для малоимущих семей и одиноких пенсионеров из 32 регионов России.
Среди подопечных — одинокая пожилая женщина Мария Митрофановна из Воронежской области. Почти всю жизнь она проработала врачом-терапевтом, для неё было важно приносить пользу людям. Однако и после выхода на пенсию женщина старается делать для других что-то хорошее. Она трудится волонтёром — шьёт нижнее бельё для участников специальной военной операции и разносит по домам еду для лежачих больных. Однако самой Марии Митрофанове тоже необходима помощь. 5 лет назад она потеряла единственных близких людей — сына и мужа. И если раньше пожилая женщина справлялась со всеми домашними хлопотами, то в последнее время её сильно подводит здоровье. Пенсионерке необходима новая стиральная машина, так как прежняя сломалась, а стирать руками сил нет.
Также в поддержке нуждается незрячая девушка Мария из Саратовской области. Родных у неё нет, с 14 лет она жила в интернате. Недавно окончила университет и сейчас ищет работу. Кроме того, Маша занимается рукоделием и всерьёз увлекается спортом, играет в футбол для незрячих людей. Она стремится попасть в паралимпийскую сборную России и для профессиональных тренировок ей нужна специальная экипировка. А ещё незрячей девушке необходима складная трость.
Все истории подопечных — участников Рождественской акции собраны на сайте фонда «Подари Подарок». Чтобы поддержать людей, вы можете оставить благотворительный взнос. Либо выбрать тех, кому хотите помочь, затем прибрести нужные вещи и отправить адресатам. Или принести подарки на склад фонда в Москве — 21 и 22 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Что значит «верить»? Виктор Лега
У нас в студии был философ, доцент кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.
Разговор шел о том, что такое «вера», как это понятие раскрывается в христианской традиции и как о нем размышляли философы разных эпох, а также о том, как вера соотносится со знанием.
Все выпуски программы Светлый вечер