Каждый день в летний период я рано утром выхожу на пробежку в парк. Признаюсь, что порой сложно заставить себя подняться с тёплой постели, но как оживают душа и тело от сочетания движения и ощущения близости природы.
Пока бегу по дороге слушаю в наушниках лекцию, а зайдя в зелёные аллеи, все выключаю и начинаю настраивать слух на звуки природы. Это — и щебетание птиц, и шелест листвы, и мягкий плеск воды в озере. Вдыхаю воздух. Он так свеж и чист, что не напиться им. Бегу.
Дорожки для бега идут серпантином. Окружают их и просторные равнины, и пологие холмы, и густые рощи, и гладкие озера. Но моё внимание неслучайно привлекают деревья. Совсем недавно читала заметки святого Космы Этолийского, где он пишет, что люди станут бедными, потому что не будут любить деревья. И, действительно, как бедна душа, которая погрязла в заботах о материальном и не видит красоту природы, не любит её. А Бог нам все уже дал для радости прямо сейчас. И солнце, и ветер, и деревья, и чистое небо над головой. Ведь мы сами делаем себя несчастными, больными, удаляясь от природы.
Когда я, будучи волонтёром, ухаживала за онкобольными с четвертой стадией рака, заметила, что многие на протяжении последних вообще не бывали на природе. А некоторые категорично говорили о том, что её не любят, им нравится быть только в городе. Конечно, не закономерность, но мне кажется, есть над чем задуматься... Я навсегда запомнила слова моей бабушки, что чем ближе человек к природе, тем больше в нем здоровья.
Благотворное воздействие природы на человека замечено давно. Издревле многие иноки селились в отдалённых уголках, в горах, лесах, в дикой природе. Там молились, трудились и испытывали, в том числе, духовную радость от соприкосновения с красотой сотворенного Богом мира.
Я увидела это своими глазами, когда летом приехала на остров Валаам. Глядя на отвесные скалы, хвойные деревья и зеркальную гладь Ладоги, так и хотелось повторять слова из 26-го псалма Царя Давида: «Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню во все дни жизни моей!».
Природа — свидетельство о Боге. Второе Евангелие. В ней все гармонично и идеально. Созерцая ее, мы приходим к понимаю величия Творца, Его мудрости во всем. Об этом написано в Евангелие от Матфея: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!».
Все для человека! Вся эта красота для нас. Она умиротворяет, побуждает в человеке благоговейное желание прославления Бога и высокие эстетические ощущения.
И вот, пробегая рядом с раскидистыми ивами, могучими дубами, кучерявыми берёзами и зелеными липами, которые стоят неподвижно уже: 20, 30, 60, 100 лет, я не мчусь мимо. Я вижу. Я люблю. Я благодарю Бога за красоту. И также понимаю, что задача человека в отношении к природе — не просто пользоваться, питаться ею и ставить себе на службу, а заботиться и хранить.
Поэтому раз в год с детьми, мы обязательно выбираемся на посадку деревьев. А также участвуем в субботниках, облагораживании территорий в городе. Сажаем растения и у себя в саду. Преподобный Амфилохий Макрис говорил: «Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа». Беречь. Любить. Охранять нашу природу. Нашу Родину. И тогда мы будем и здоровее, и счастливее и через красоту мира приблизимся к вратам Царствия Божия.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM