Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели
3 декабря. О Судном дне
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится».
О Судном дне, — протоиерей Василий Гелеван.