Святитель Феофан Затворник говорил: «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид». Прощая обиды, мы примиряемся не только с ближними, но и с самими собой, а самое главное — с Богом. Прощение —истинно христианское милосердие, превосходящее по своему значению даже добрые дела, духовные труды и подвиги. Но как научиться прощать? Как не держать зла на тех, кто причинил нам обиду или боль? Действенные советы даёт православный психолог, семейный консультант, преподаватель Алматинской Духовной семинарии Елена Триандофилова в своей книге «Радость прощения».
Начиная разговор, автор напоминает читателям главную христианскую молитву «Отче наш», в которой мы говорим Богу: «...и прости нам долги наша, якоже и мы прощаем должником нашим». Это — одно из важнейших условий установления отношений человека с Богом, подчёркивает Елена Триандофилова. Если мы прощаем ближних, то и Господь простит нам наши согрешения. Казалось бы — такая простая формула! Однако почему, понимая всю важность прощения, мы порой испытываем в этом большие затруднения? Отвечая на вопрос, автор цитирует святителя Феофана Затворника: «Кажется, такая малость требуется: прости — и будешь прощён; а когда прощён, то и в милость принят. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость! Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать». Самолюбие, гордость, — Елена Триандофилова, словно вытягивая нити из запутанного клубка, выделяет те качества, которые мешают человеку прощать. Делает она это, обращаясь не только к психологии, но и к многовековому опыту и мудрости Церкви, постоянно цитируя её великих учи́телей. Например, автор книги советует, как можно чаще вспоминать и повторять слова преподобного Ефрема Сирина, который обращался к Богу: «Господи, дай мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего!»
И это не единственная практическая рекомендация Елены Триандофиловой на страницах книги «Радость прощения». Она предлагает читателям несколько психологических упражнений. Например, каждый день брать лист бумаги и письменно поимённо прощать все обиды тем, на кого их держим. А после за каждого из списка обязательно помолиться со словами: «Господи, я прощаю...». При этом, подчёркивает автор, важно понимать: прощать надо не человека, а его проступки или грехи, сделанные против вас. А за самого человека — молиться.
Одно из значений слова «простить», напоминает Елена Триандофилова — это отпустить, не удерживать. Держа зло на обидчика, мы на самом деле наказываем самих себя. Поэтому простить — значит сделать шаг в сторону любви. И всем сердцем ощутить радость прощения.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.
14 ноября. О любви святых бессребреников Космы и Дамиана к ближним
Сегодня 14 ноября. День памяти Святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских, живших в третьем веке.
О любви святых к ближним, — священник Николай Дубинин.