Наверное, многие слышали о таком понятии, как первичная благодать. Это такой «аванс» от Господа в даровании сил новоначальному, когда кажется, что ты горы можешь свернуть, а мир вокруг становится прекрасным и радостным. Тогда и молитва горяча, и подготовка к Причастию легка, и труды не бывают тяжелы, одним словом, кажется, что так будет всегда. Однако со временем духовный ребенок растет, и пища младенческая становится твердой. Первичная благодать отступает, чтобы человек сам начал прикладывать больше усилий и стараний для своего спасения. А то, что раньше давалось легко, начинает тяготить. Например, молитвы перед Причастием.
Когда произносишь их бесконечное число раз, ловишь себя на мысли, что текст как будто «замылился», и ты не молишься, а просто читаешь на автомате. Меня стал поражать такой факт — какие же они длинные, эти три покаянных канона и Последование ко святому причащению! Но еще больше удивляло то, почему я, филолог, который в университете читал книги по огромным спискам литературы, освоил «Одиссею» Гомера, «Войну и мир» Толстого, «Улисса» Джойса и массу других трудов, не могу одолеть эти несколько страниц молитв, чтобы не посетовать в ночи: «Ах, ну как еще много читать!». Глаза слипаются. А надо еще уложить детей, прибраться, и только потом, когда малыши заснут, встать на молитву. И от этого нападало уныние.
Однажды, в очередной раз глубокой ночью читая Последование, я очень искренне в сердце обратилась к Господу с «извинениями»: «Боже, прости, я очень хочу Причаститься и быть с Тобой, но сильно устала. Хочется есть и спать. Не соображаю, о чем сейчас читаю, мне тяжело стоять...» И вдруг мой взгляд выхватил из текста молитв такие слова молитвы: «Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся».
Я еще раз проговорила для себя эти слова: «Вкусите и видите — это Христос. Господь, ради нас ставший нам подобным. Однажды принесший Себя в жертву Своему Отцу, всегда приносит Себя в жертву, освящая причащающихся».
Никогда еще Господь не был так близок и понятен! Ведь Он на каждой Литургии снова и снова приносит Себя в жертву, чтобы я жила и была освящена. Так неужели я сейчас ради Него не могу принести свою крохотную жертву — потерпеть усталость и голод, боль в спине, со вниманием и удовольствием помолиться, поблагодарить за то, что у меня есть такая радость — Причастие?
Теперь всякий раз, когда накануне Причастия я до поздней ночи укладываю детей, доделываю домашние дела, срочную работу и с огорчением смотрю на быстро бегущую стрелку часов, оценивая, во сколько лягу спать, ведь еще читать, я мысленно снова произношу эти слова молитвы, и мне становится легче, спокойнее: «Христос есть, вкусите и видите...».
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов