Флп., 238 зач., I, 20-27.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Жизнь регулярно ставит нас перед выбором. Иногда он прост, а иногда нам приходится изрядно подумать — какое решение принять? Помочь нам может один из принципов христианской нравственности. Звучит он так: «Будь там, где ты нужнее». Примерно так рассуждает в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую
Прозвучавшие строки, как и всё послание апостола Павла к христианам города Филиппы, были написаны в крайне стеснённых обстоятельствах. Апостол находился в римской тюрьме. Его сюда отправили, так сказать, «по этапу» после ареста по ложному доносу в Иерусалиме. Надо сказать, что Павел сам настоял на своём переводе в Рим — на суд императора. Ведь в Иудее над ним бы расправились самым беззаконным образом, скорее всего.
Впрочем, несмотря на все печальные обстоятельства — потерю свободы, угрозу смертной казни — Павел не потерял присутствие духа. Даже как будто наоборот. Апостол словно приободрился, встретив на жизненном пути новые испытания. Ведь они для Павла имели доказательное значение, подтверждали необходимость и значимость его проповеди Евангелия. Потому в строках послания к филиппийцам мы не найдём никакой грусти. Более того, Павел, на первый взгляд, нуждающийся в утешении, сам утешает своих учеников и читателей.
Тут нет никакого беспочвенного оптимизма. И Павел не смотрит на мир сквозь розовые очки романтизма. Он прекрасно понимает, что угрожает его жизни, что враги Церкви не успокоятся и добьются его, Павла, смерти. Но апостол не сдаётся, не опускает рук. Проповедник Евангелия в каком-то смысле даже будет рад, если его путь закончится мученичеством. Ведь тогда он переселится в рай и наконец-то отдохнёт, перестанет тревожиться за судьбу основанных церквей. Павел как будто оказывается перед выбором между двумя радостями — всецело быть со Христом на Небе или же продолжить служение Ему на земле.
В итоге апостол принимает такое решение: быть там, где нужнее. И Павел понимает, что не следует, прикрываясь даже самыми благочестивыми причинами, бежать от ответственности, сходить с данного Богом креста. Святой пишет, что не будет стремиться к смерти, но станет до конца поддерживать своих учеников для их успеха и радости в вере. Подчеркну — не для своих успеха и радости, а для их успеха и радости. Павел и здесь всячески дистанцируется от эгоистических устремлений, заботится не о своих нуждах, а о нуждах ближних.
Пусть пример апостола Павла всех нас вдохновляет и утешает. Особенно в моменты трудного выбора. Именно в эти времена и испытывается характер нашей веры, выявляется — кто мы на самом деле? Насколько мы доверяем Богу? Пусть же принцип — быть там, где нужнее Богу и людям, — поможет нам сделать верный выбор, чтобы угождать не собственному эго, а, прежде всего, Христу. Как поступал в течение своей жизни, искренне подражая Спасителю, святой апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 ноября. О делателях и жатве
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
О делателях и жатве, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
1 ноября. О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой
Сегодня 1 ноября. День памяти Блаженной Клеопатры и её сына святого Иоанна, живших в четвёртом веке.
О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой, — протоиерей Михаил Самохин.
1 ноября. О пророке как вестнике воли Божьей
Сегодня 1 ноября. Церковь чтит память Пророка Иоиля, жившего предположительно пятом веке до Рождества Христова.
О пророке как вестнике воли Божьей, — протоиерей Василий Гелеван.