— Может, Барсик?
— Тузик!
— Нет, Тузик — это собачка. Нет!
— Или... Граф!
— А если это девочка?
— На птичьем рынке нам было определённо заявлено, что это кот.
— Дайте, я посмотрю. Крупная морда, окрас, уши...
— Ну конечно, окрас! Это же Тиграша! Самый настоящий Тиграша!
В большом, дружном семействе Егоровых появился котёнок. Серый, полосатый и пушистый. Его купили на птичьем рынке в подарок детям — Маше и Саше. Сообща выбрали имя. И стал Тиграша — так назвали хвостатого малыша — всеобщим любимцем. Брат с сестрой души в нём не чаяли. И хотя по ночам котик устраивал шумные игры — сбрасывал на пол вещи, качался на шторах и даже разбил ценную вазу, маленькому шалуну всё прощалось. По утрам бабушка наливала Тиграше в блюдце свежее молоко. Котёнок завтракал и садился на подоконник — наблюдать за птицами. И однажды сам не заметил, как оказался на краю открытой форточки. Не удержался и упал, и прямиком на брезентовый кузов автомобиля. А тот вдруг тронулся и поехал, увозя Тиграшу в неизвестном направлении...
Такая драма разыгралась в картине под названием «Котёнок», фрагмент из которой прозвучал в самом начале программы. Фильм снят в 1996 году. На дворе «лихие 90-е» — эпоха «малиновых пиджаков» и своеобразных псевдоморальных ценностей в духе «кто сильнее, тот и прав». И вот в это жестокое время, на экраны вдруг выходит тёплый и светлый фильм о том, что добро всегда рядом. «Котёнок» стал кинодебютом Ивана Попова — его дипломная работа. Иван Попов был тогда выпускником Высших курсов сценаристов и режиссёров. Кстати, ещё одной приметой того времени стало массовое закрытие кинотеатров. Поэтому ленту увидели, наверное, очень немногие. А её непременно стоит посмотреть!
«Всё в картине сделано так, чтобы пробуждать добрые чувства; и они пробуждаются» — писал о фильме Ивана Попова «Котёнок» журнал «Искусство кино» в 1997-м году. Это настоящее семейное кино. В центре фильма — сплочённая семья. Потерю пушистого любимца папа, мама, бабушка и дети переживают вместе. Вместе пытаются найти пропавшего Тиграшу — бегают по окрестным дворам, расклеивают объявления. Кинокритики сравнивали художественную интонацию фильма с атмосферой классического литературного произведения для семейного чтения, где родители и дети любят друг друга, помогают во всём, поддерживают, а добро побеждает зло. Кстати, роли брата и сестры, Саши и Маши, в фильме исполнили дети режиссёра.
Героями картины Ивана Попова стали не только люди, но и, конечно же, кошки. Усатых-полосатых — всех мастей и повадок — на экране мы увидим множество! В фильме приняли участие подопечные известного циркового дрессировщика кошек Андрея Кузнецова. И сам он сыграл одну из главных драматических ролей — трогательного и доброго дворника Федю, к которому однажды попадает заблудившийся и замёрзший Тиграша. Между тем, времени с момента его пропажи прошло уже немало. Дети тосковали по питомцу, и родители, чтобы утешить их, даже собирались подарить им нового кота, но Саша и Маша не теряли надежды. И хотя им было очень грустно, поддерживали друг друга.
— Один кот вернулся даже с Северного полюса. Там вообще полярная ночь, она полгода длится, только северное сияние. Он всё шёл, и шёл, наверно, тысячи километров прошёл. Потом всё-таки-вернулся, несмотря на все опасности, он всё-таки нашёл свой дом. Потому что они чувствуют свой дом, даже если далеко идти.
— Ну, всё-таки Тиграшка ещё маленький...
— Ну и что. Он умный. Такие случаи бывали. Об этом и в книжках писали.
— Это что такое? Ну-ка, спать, быстро!
Вернётся ли всё-таки Тиграша домой? Прежде чем узнать это, зрителям предстоит пережить вместе с котёнком немало опасных приключений. И даже вступить в схватку с «новыми русскими бизнесменами» из 90-х, а попросту — бандитами. Впрочем, как выяснится, добрых людей в мире всё-таки больше... И именно об этом — замечательный семейный фильм режиссёра Ивана Попова «Котёнок».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве города Москвы
В наши дни по всей России строится много прекрасных храмов. Они радуют своей красивой архитектурой, изысканным убранством, дружным приходом, который во главе со священником смог это осуществить. Но Храм святителя Спиридона Тримифунтского, по словам его настоятеля Протоиерея Сергия Дикого, строил сам святитель Спиридон. Получился он таким необыкновенным, что наша программа даже не смогла вместить все те чудеса, которые были связаны со строительством. Но если вы будете внимательны, придя в этот поистине собор, выстроенный в Византийском стиле, украшенный резным каменным иконостасом, резными киотами, великолепным мозаичным образом Пресвятой Богородицы в алтаре, вы увидите одно из чудес наших дней на клеймах иконы cвятителя Спиридона Тримифунтского. Этот греческий святой очень известен и любим в России. Кто даже не был на острове Корфу, не раз встречал в том или ином храме повсюду святыню из города Керкиры — его башмачок. Мощи святителя абсолютно нетленны, и имеют температуру живого человека. А он, и действительно, рядом с нами, и ежедневно помогая каждому, кто обращается к нему за помощью, радует нас в Москве новым Собором в Коптеве, над которым трудилось множество людей.
О большом Коптевском приходе, об удивительной атмосфере радости, молитвы и созидания во славу Божию, о замечательных людях, наша программа.
Фотографии предоставлены Храмом святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве.
Все выпуски программы Места и люди
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение