Когда мы говорим: «Я — последняя буква в алфавите», мы забываем или не знаем, что так было не всегда. До 1918 года после буквы Я стояли ФИТА и ИЖИЦА, которые после реформы орфографии были удалены из алфавита. Так на последнее 33 место переместилась буква Я.
А когда же Я стало личным местоимением? Ведь мы знаем, что в древности употреблялось слово «аз». Помните, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию» говорит: «Аз есмь царь». Часто встречаем мы это слово и в Писании.
Дело в том, что АЗ — это старославянское слово. А старославянский и его вариант — церковно-славянский — были языками преимущественно книжными. А языком живого общения был древнерусский, и вот в нем-то вместо АЗ произносили ЯЗ.
Так что древний русич X-XV веков сказал бы «Яз есьмь». Яз как местоимение использовалось повсеместно носителями древнерусской речи, а слово Аз употреблялось в книжной литературе или произведениях высокого стиля. Оно вошло и в пословицы, например, «сначала аз да буки, а потом науки» или «начать с азов».
А потом местоимение ЯЗ потеряло последнюю букву и совпало с буквой Я, которая уже существовала в языке. Почему это произошло — до сих пор спорят лингвисты.
А нам, носителям русской речи, важно знать то, что место буквы в алфавите — это просто результат истории языка. К тому же совпадение буквы Я с личным местоимением привело к появлению целого пласта новых смыслов и новых слов, например, «якать», «яканье» — для обозначения эгоизма. Это даёт нам понимание, что место каждого человека определяет не только он сам, но и окружающие люди.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Тепло для православного приюта в Алатыре, где помогают зависимым людям и не только
В Чувашии, в городе Алатырь, при храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», есть терапевтическое сообщество «Новая жизнь». Это место объединяет людей с непростыми судьбами. Большинство из них борются с химической зависимостью, но есть и те, кто просто нуждаются в человеческом участии и поддержке, например, как Дмитрий.
В прошлом он – осуждённый, родных и семьи нет. Когда мужчина вернулся домой, чувствовал себя одиноким, не знал для чего живёт и куда двигаться дальше. И молил Бога указать ему правильный путь.
Однажды знакомые позвали Дмитрия в город Алатырь – посетить храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и местное терапевтическое сообщество. Интересно, что полгода назад там открыли столярную мастерскую, как пространство для реабилитации подопечных с зависимостью и не только. Но в ней не хватало хорошего мастера. И тут приехал Дмитрий, который умеет профессионально работать с деревом. Мужчина потрудился здесь несколько дней, помолился в храме и решил остаться - исцеляться душой и учить других создавать красоту из дерева, мотивировать их на добрые перемены.
«Почитать Господа и помогать ближним — в этом и есть смысл жизни христианина», — объясняет основатель терапевтического сообщества священник Дмитрий Белов. Батюшка уверен — с понимания этой истины у подопечных начинается путь к выздоровлению.
В проект «Новая жизнь», как в спасительный ковчег, стремятся попасть новые подопечные. Но одновременно тут могут принять только 8 человек. Поэтому батюшка вместе с участниками сообщества построил новый корпус и теперь в него нужно провести отопление. В этом проекту необходима помощь. Если вы готовы поддержать православное терапевтическое сообщество в городе Алатырь, переходите на сайт: mirom.help.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«17-е воскресенье по Пятидесятнице». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского (2 Кор. VI, 16 — VII, 1) и Апостольского (Лк., 30 зач., VII, 11-16) чтений в 17-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, апостола Иакова Алфеева, преподобных старцев Оптинских, Иверской иконы Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Слог и стиль. В чём разница?
Как филологу мне приходилось часто встречать путаницу между словами «слог» и «стиль». Почему можно сказать: у него прекрасный слог и узнаваемый стиль, а вот наоборот — узнаваемый слог и прекрасный стиль уже режет слух. Мне показалось важным разобраться, в чем разница.
Если приглядимся к слову «слог», то увидим, что оно является производным от слова «слагать». То есть получается, что умение говорить без ошибок, грамотно строить фразы, соблюдать логику повествования, не перегружать текст — это и является признаками хорошего слога. Есть даже выражение: складная речь.
А что же такое стиль, и почему его часто описывают как авторский или узнаваемый. Думаю, потому, что по стилю мы отличаем одного рассказчика от другого. Например, стиль Достоевского не спутать со стилем Чехова. Каждый из этих писателей акцентирует внимание на разных явлениях, каждый из них обладает своим ракурсом зрения и по-своему отражает это в тексте.
Когда мы говорим о произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, то сразу представляем прерывистую речь персонажей, обилие витиеватых диалогов и монологов, напряжение чувств. А за всем этим — вечный духовный поиск. Это и многое другое составляет его удивительный стиль.
А при упоминании Антона Павловича Чехова вспоминается афоризм: «Краткость сестра таланта». Непредвзятость, лаконизм, отточенность фраз и неповторимый тонкий юмор — вот чеховский стиль. Чехов рисует намёками и полутонами, Достоевский же использует жгучие, подчас кричащие краски.
Подводя итог, можно сказать, что важными для слога являются понятность, уместность и точность выражения, а для стиля — выразительность и уникальность.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова