Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Еф., 217 зач., I, 7-17.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вам когда-либо приходилось оставлять тот или иной залог — например, денежный — вы точно поймёте, о чём говорится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его

О каком же «залоге» говорит апостол Павел? И вообще, как можно представить себе, чтобы Сам Бог, никому ничего не должный, никем и ничем не обусловленный, вдруг оказывался обременённым «залогом»?

Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Как во время войны народы дают друг другу заложников, так точно Бог даровал нам Своего Сына — залог мира и примирения, и из Него (τό εξ αυτού) Святого Духа. Приобщившиеся (благодати) Духа, без сомнения, знают, что это залог наследия нашего».

Другими словами, после Вознесения Иисуса Христа Бог-Отец дарУет людям Дух Святой как своего рода «аванс», гарантию того, что Его обетования — не пустой звук, они действительно будут исполнены — как в любом честном договоре.

Но апостол Павел говорит ещё и о том, что христиане буквально «запечатлены» этим Духом, имеют на себе Его отображение. Именно это и отличает людей Христовых от всех остальных, чуждых этой спасительной веры.

Обратим внимание: не сам факт крещения, не наличие нательного крестика на груди, не соблюдение поста и даже не регулярное посещение богослужения являются однозначными и главными «идентификаторами» христианина — а «действие Святого Духа». Тот, в ком этот Дух присутствует, — имеет своего рода «пропуск» к обетованиям Отца Небесного, в руках этого человека — своего рода «залог», который всегда можно «предъявить».

Но как понять, на самом ли деле этот Дух действует в нас, христианах? Ответ мы находим у того же апостола Павла, когда он говорит о плодах присутствия этого Духа. Где мы находимся — между любовью и безразличием, между радостью и тоской, между миром и тревожностью, между терпеливостью и капризностью, между добротой и злорадством, между снисходительностью и жестокостью, между верой и эгоизмом — пусть каждый внимательно рассмотрит — и научится выбирать сторону Духа Святого — а не дружбы с духом мира сего!

И пусть даже мы и будем ещё далеки от совершенного, беспрепятственного действия Святого Духа — но даже самое малое устремление в Его сторону, без сомнения, не останется без существенной поддержки со стороны Его источника — Самого Господа Бога!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем