Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко люди, убеждённые в своём атеизме, уверены, что в их руках всегда есть неоспоримый аргумент против веры. И аргумент этот звучит так: «А покажите нам вашего Бога? Вот прям здесь и сейчас — тогда и мы Его признаем!» Сегодняшний отрывок из 1-го послания апостола Иоанна Богослова — а именно 4-я глава — ясно показывает, почему такой подход — смехотворен. Давайте послушаем!

Глава 4.

12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

По мысли апостола Иоанна, у человека есть только один способ достоверно узнать, что Бог есть на самом деле. И главный «орган зрения» для этого — вовсе не глаза: сердце — причём сердце открытое и любящее — только оно и может с полной убедительностью засвидетельствовать о том, что Бог — есть.

Но апостол тему реальности Божественного бытия разворачивает ещё глубже. Чтобы лучше понять, что именно хочет нам сообщить апостол, я бы привёл такую аналогию.

Представьте себе, что молодой человек, никогда не слышавший симфонической музыки, попадает на концерт, где исполняется большой и сложный музыкальный шедевр — например, 9-я симфония Бетховена. Сначала ему будет интересно — но, скорее всего, минут через десять его мучительно начнёт клонить в сон: мозг уже не сможет справляться с таким многоголосием инструментов, переходами музыкальной темы, да ещё и вставками хора! Мозг категорически скажет: стоп, это уже перебор, я ничего не понимаю, я начинаю зависать — поэтому — срочно спать!

По завершении концерта едва ли этот юноша будет вдохновлён — и с изумлением, возможно, даже какой-то завистью станет смотреть на других людей, которые с радостью будут делиться друг с другом впечатлениями. Причина очень простая: его слух не приучен к вдумчивому и продолжительному слушанию масштабных музыкальных произведений. Поэтому и так быстро выключается от перегрузки.

Для апостола Иоанна самый главный «духовный шедевр», который Бог подарил человечеству, — это воплощение Сына Божия, Иисуса Христа. Всё, что было связано с Его жизнью на земле, крестной смертью и воскресением, — несоизмеримо выше всех шедевров мировой культуры, вместе взятых. Но чтобы «распознать» это — необходимо соответствующим образом настроить свой внутренний слух, зрение, ощущение — одним словом, начать двигаться от не-любви к любви. Потому что только тот, кто сам уже начал хотя бы немного любить — только и сможет ощутить грандиозность события Боговоплощения.

И так же, как может обиженный собственным непониманием симфонии молодой человек огрызнуться и сказать: да ерунда эта вся ваша музыка! — точно также может и человек, уязвлённый собственной неспособностью откликнуться на зов любви, «огрызнуться» в сторону верующих и заявить: «да где ваш Бог?» Ну а мы — лишь улыбнёмся в ответ — и всё равно снова позовём его ещё раз попробовать распознать то, чем мы дышим, вдохновляемся и живём!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем