Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей Борисович, что за чудеса? Я точно помню, что картина Аркадия Пластова «Ужин трактористов» выставляется в Третьяковской галерее. И вдруг я вижу её здесь, в Иркутском художественном музее! Неужели я что-то перепутала?
— Никакой путаницы, Маргарита Константиновна! Полотно «Ужин трактористов» действительно, представлено в двух экспозициях!
— Ах, да! Кажется, копия картины была создана при каких-то необычных обстоятельствах? Вы помните подробности этой истории?
— Помню, и с удовольствием поделюсь! Аркадий Пластов создал свою работу в 1951 году. Он запечатлел короткий вечерний отдых крестьян во время весенней страды. Тракторист и двое его детей, сын и дочь, ужинают прямо на поле. Трапеза проста — хлеб да молоко.
— Тёплый, сердечный живописный рассказ о трудных сельских буднях.
— Однако, на Всесоюзной выставке в Москве полотно попало под удар критики. Художника обвинили в мелкотемье в эпоху, цитирую, «великих свершений строителей коммунизма». И хотя Пластов к этому времени уже был академиком живописи, лауреатом Государственной премии, столичные музеи отказались от его работы. Картину отправили сюда, в Иркутск.
— И что же было дальше?
— А дальше к власти пришёл Хрущев, и в истории отечественного искусства настала так называемая оттепель. Власть позволила творческой интеллигенции обратиться к теме простого человека. На этой волне картина «Ужин трактористов» была экспонирована в Лондоне и имела успех. После международной выставки её поместили в Третьяковку.
— Прямо детектив, Андрей Борисович!
— С неожиданными поворотами! Несколько лет иркутская общественность добивалась возвращения полотна. В 1961 году оно вновь стало экспонатом музея, в котором мы сейчас находимся. А для Третьяковской галереи Аркадий Пластов повторил работу «Ужин трактористов».
— Чему я несказанно рада. Произведение великолепное!
— У этого произведения множество неоспоримых достоинств! Глядя на полотно, трудно остаться равнодушным. Почти физически ощущаешь запах земли, свежей травы, молока и хлеба. А в этих ароматах заключено дыхание самой жизни. Невольно вспоминается заповедь возделывать Рай, полученная Адамом от Бога при сотворении мира.
— Какая неожиданная мысль!
— Мне она кажется очевидной. Я полагаю, Аркадий Пластов осознанно стремился придать своей работе библейское звучание. Этому замыслу служит и закатное солнце, подсветившее пейзаж почти иконописной позолотой, и центральная фигура девушки в ослепительно белой, словно ангельской, одежде.
— И кувшин с молоком в её руках! Мальчик пристально смотрит, как сестра наливает в плошку питательную влагу, и как будто изумляется. Ты разделяешь его восторг, и вот уже происходящее предстаёт тебе чем-то невероятным, выходящим за рамки обыденности.
— Чудом! И ведь, по сути, так и есть. Пятидесятивосьмилетний Аркадий Пластов, переживший войну и сталинские застенки, осознавал, что мирный погожий день, молоко и хлеб — это бесценные Божии дары. «Ужин трактористов» — картина-благодарение.
— И так радостно разделить с художником эту благодарность!
Картину Аркадия Пластова «Ужин трактористов» можно увидеть в Иркутском художественном музее имени Владимира Сукачёва
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM