Никого не осуждать и тем самым становиться ближе ко Христу. Сколько раз слышали мы этот совет! Но как же сложно его исполнять!
Я поняла для себя так: не осуждать — значит относиться к каждому сердечно, как к своему. До истинной чистоты сердца мне далеко, но ведь есть же и в моём сердце любовь, есть некая точка любви — вот из неё и общаться с окружающими!
Я точно знаю, что своих детей люблю безусловной любовью. Той самой, что, по словам апостола, и долготерпит, и всё покрывает. И готова оправдывать и прощать до бесконечности. Что б не натворил мой ребёнок — я всё равно скажу ему: «Радость моя!», потому что это чувство — базовое. Оно покрывает все проступки и недоразумения.
Вот сын-студент всю ночь что-то читал на кухне, утром я вхожу и вижу невымытую чашку на столе и кучу неубранных фантиков от конфет. Молча уберу, а потом скажу ему мягко, одной фразой, что мне было неприятно войти утром в неряшливую кухню. Осужу ли? Нет! Ведь я понимаю: читал, увлёкся, а под утро просто очень хотел спать, убрать за собой и в голову не пришло. Ну и что? Всё равно он — радость моя! Или дочка забыла отзвониться мне по приезде к друзьям в другой город. Я жду, волнуюсь. Но у неё и телефон разрядился, не отвечает... Несколько часов я провожу в тревоге, а потом дочь выходит на связь, просит прощения — а я и не сердилась! Я так рада слышать её! И снова: «Радость моя!»
Они ведут себя неидеально, мои дети. И проступки их часто повторяются. Буду ли я меньше их от этого любить? Да никогда! Буду оправдывать, понимать, сопереживать ошибкам и всегда радоваться им просто как людям. Потому что они мне — свои-свои навсегда.
Есть у меня ещё несколько таких же своих людей, и это не родственники. Просто на примере с детьми суть глубинных отношений яснее.
Своих — немного, по пальцам перечесть.
А вот преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами «Радость моя!» Каждого грешника, уточню. Иные ведь к нему и не шли. Видел, чувствовал каждого именно как близкого, своего. Потому что сердце его было любовью наполнено... Как же он, мудрый старец, был далёк от нашего привычного осуждения!
Конечно, иметь такое сердце — это идеал, мало для кого из простых смертных достижимый. Но ведь есть же в сердце каждого, наверное, та самая точка любви! Маленькая или не очень область, зона, из которой мы и общаемся с самыми дорогими, самыми близкими, чью внутреннюю сущность знаем и кем восхищаемся.
Восхищаемся, потому что видим образ Божий в человеке, его самую лучшую часть, сердцевину. Или видели хоть однажды и помним, знаем: она есть! Вот и оправдываем, и долготерпим, и покрываем...
А если попробовать перенести это отношение на всех людей? На того вот неаккуратного рыбака, что вошёл спозаранку в переполненный автобус, и теперь все пассажиры будут полдня пахнуть рыбой? Наверное, он не прав, но порадуемся за него: хороший улов у человека случился! На соседей, что громко выясняют отношения за стеной в поздний час: помолимся за них, пусть в семью быстрее мир придёт! На...
Продолжать можно долго. Примеры подскажет жизнь. Главное — как только осудить человека захочется, сказать себе: стоп! Он же свой. А если грешит явно, безобразия творит, так по руке стукнуть, как без этого. Но в душе к нему всё же из точки любви относиться. Вдруг получится?
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Астрахань. Братья Василий, Александр и Иван Губины
В историю города Астрахани вписаны имена братьев Губиных — Василия, Александра и Ивана. Они родились в крестьянской семье в шестидесятых годах девятнадцатого века. В молодые годы сообща занялись продажей древесины, на этом разбогатели и вошли в купеческое сословие. В Астрахани Губиным принадлежали лесопильные заводы, пристани и склады. Будучи глубоко верующими, братья щедро тратили своё богатство на благотворительность. На средства добродетельных купцов существовал приют для бедных стариков. При богадельне Губины открыли лечебницу, куда мог бесплатно обратиться каждый нуждающийся. Меценаты многие годы были попечителями Астраханской Мариинской гимназии и духовной семинарии. Построили в городе несколько храмов. Один из них, посвящённый Иоанну Предтече, стал семейной усыпальницей Губиных. Эта церковь действует и сейчас. И на богослужениях жители Астрахани молятся об упокоении создателей храма, рабов Божиих Василия, Александра и Иоанна.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Астрахань. Архиепископ Филипп (Ставицкий)
В 1928 году в Астрахани из двадцати пяти храмов пятнадцать принадлежали обновленцам. Так называли сторонников церковной реформы, полностью подконтрольных советскому режиму. В этот непростой период Астраханскую епархию возглавил архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка отстаивал возвращение храмов православным и призывал раскольников к покаянию. Его усилиями целые приходы возвращались в Православную церковь. Это вызвало недовольство властей. Архиепископа Филиппа арестовали и отправили в ссылку. Владыка в письмах поддерживал и укреплял паству. Вернувшись из заключения в 1943 году, он продолжил служение. Ещё при жизни архипастыря верующие замечали его прозорливость. По молитвам владыки совершались исцеления. После кончины архиепископа Филиппа его захоронение у Покровского собора Астрахани стало местом паломничества.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Многозначные слова — излишество или необходимость
Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова