— Как приятно побывать во дворце Алфераки! Правда, здесь прекрасно, молодой человек?
— О, какое неожиданное и приятное обращение! В душе я молод, поэтому принимаю комплимент с радостью. А дворец, построенный помещиком Николаем Алфераки, и впрямь великолепен. Это мой любимый филиал литературного и историко-архитектурного музея-заповедника в Таганроге.
— Я в последний раз приходила сюда лет десять назад, и с тех пор многое изменилось!
— Да, здание недавно отреставрировали.
— И новые экспонаты появились. Картины Василия Поленова «Пруд с вётлами» здесь прежде не было. Чудо, как она хороша! Укромный уголок где-то в глубинке России. Маленькое озеро, затянутое ряской, в окружении величественных деревьев. Тишина и покой. Я бы запомнила столь поэтичный проникновенный пейзаж, если бы видела его раньше.
— Картина «Пруд с вётлами» не так давно вернулась в Россию после длительного отсутствия.
— Да что вы говорите? Где же находилось поленовское полотно?
— В Германии. Во время Второй мировой войны немецкая армия захватила Таганрог, при отступлении оккупанты вывезли работу Василия Поленова. Многие десятилетия оставалось неизвестным, где она находится.
— Как же удалось разыскать картину?
— Полагаю, что чудом. Пейзаж переходил из одной частной коллекции в другую, пока его не приобрёл в 1986 году художественный музей немецкого города Киля. Уже в двадцать первом веке, при очередной инвентаризации немецкие искусствоведы решили убедиться, что перед ними подлинник знаменитого русского художника. И сделали запрос в Таганрог.
— И что же ответили наши?
— Предоставили документы, по которым можно проследить путь картины из мастерской художника до того момента, когда она покинула Таганрог в немецком эшелоне.
— Вот бы познакомиться с этими документами! Так хочется узнать побольше о картине!
— Могу поделиться тем, что знаю! Василий Поленов написал «Пруд с вётлами» в 1881 году. Спустя шесть лет работа экспонировалась на выставке в Таганроге. Здесь её приобрёл купец Захар Хандрин в подарок своей супруге. После революции 1917 года полотно национализировали и поместили в музей. Во дворце Алфераки произведение находилось вплоть до похищения в мае 1943 года.
— Значит, немцы получили документы, подтверждающие историю картины, и вернули её в Россию?
— Именно так и было. Сотрудники Кильского художественного музея написали таганрогским коллегам, что им жаль расставаться с полотном Василия Поленова, но историческая справедливость важнее. В 2016 году уникальный экспонат занял своё законное место во дворце Алфераки.
— Знаете, мне почему-то кажется, что не только документальные доказательства заставили немецких искусствоведов возвратить картину на родину.
— Да? А что же ещё?
— Вы только не смейтесь. Может быть, я к старости стала слишком сентиментальна, но мне кажется, само произведение Василия Поленова несёт в себе зерно честности и благородства. Картина выступает камертоном, который заставляет человека прислушаться к себе и поступать по совести.
— Мне вовсе не хочется смеяться, я с вами согласен! Полотно «Пруд с вётлами» учит ценить незаметную, тихую красоту северной природы, ценить её мягкие линии и полутона, благодарить Творца за бесценный дар. Усваивая этот урок, душа становится чище.
Картину Василия Поленова «Пруд с вётлами» можно увидеть в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM